Сущностная характеристика библиотечно-информационной деятельности
Выявление сущности позволяет уточнить определение библиотечно-информационной деятельности: это разновидность информационной деятельности (мемориально-информационная), представляющая собой совокупность трудовых процессов, технологических и творческих, обеспечивающих выполнение библиотекой основных функций по организации сбора, обработки, сохранности и доступности документов, других информационных объектов и миссии перед обществом.
Две стороны сущности библиотечно-информационной деятельности противоречивы. На уровне библиотеки как системы это противоречие воспроизводит противоположность между библиотечным фондом и пользователями. Две разные стороны библиотечно-информационной деятельности, выявляя основное ее противоречие, тем не менее, образуют единство и обеспечивают востребованность информационных ресурсов библиотеки.
На протяжении истории библиотека как социальный институт, обеспечивая сохранность документов (что предполагает их собирание и хранение), обязана была не допустить их утерю, порчу, повреждение. Вместе с тем, передавая документы в пользование читателям, обслуживая их, библиотека предполагает их возможную утрату или повреждение.
Чем труднее (в финансовом и пространственном отношении) хранить документы, тем основательнее при комплектовании приходится их отбирать, оставляя ценное. Но то, что для одного ценно, для другого не представляет ценности. Следовательно, отбор документов лишает среднего абстрактного читателя всей полноты необходимой ему информации.
Анализ этого противоречия показывает, что оно во многом связано с представлениями в обществе и библиотечной профессиональной среде о таких универсальных категориях, как время (прошлое, настоящее и будущее) и ценность. Действительно, письменность и библиотеки возникли для того, чтобы хранить прошлое для настоящего и будущего, сменив устную традицию передачи информации, связанную с настоящим.
В древности и Средние века библиотеки в значительной мере были нацелены на хранение (т. е. на прошлое для будущего). Понимание соотношения прошлое - настоящее - будущее как прошлое для будущего создавало образ библиотеки как храма, как чего-то высшего, недоступного. Такой взгляд на библиотеку сейчас в какой-то мере сохранился как традиция, хотя реально к библиотеке уже давно нет такого отношения. Сегодня, в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий, в сознании библиотекарей происходит изменение пропорций между прошлым, настоящим и будущим в пользу настоящего.
Таким образом, противоречие между сохранностью документов и их доступностью, в сущности, выражает противоречие между ответственностью библиотеки перед конкретным сегодняшним пользователем и ответственностью перед будущими поколениями, которые не смогут ознакомиться с культурными ценностями, если те будут утеряны. Это специфическое противоречие можно сопоставить с такими противоречиями природного характера, как наследственность и изменчивость, запоминание и воспроизведение.
В ходе исторического развития роль названных противоположностей изменялась. При расширении в ходе истории доступности документов и информации необходимый баланс между этими противоположностями все же сохраняется. Расширение доступности не беспредельно, оно ограничено тем, что библиотека должна сохранить фонды, поэтому доступность не простирается до раздачи книг или их продажи (как в книжном магазине). В библиотеке ограничения в доступности органичны, поскольку сущность двуедина и противоречива.
Если сущность библиотечно-информационной деятельности заключается в единстве хранения и предоставления документов, то исключение одной из сторон этого единства приведет к тому, что учреждение перестанет быть библиотекой, а будет, например, информационно-брокерской фирмой, которая предоставляет документы и информацию, не сохраняя их, а получая из библиотек, служб научно-технической информации (НТИ), архивов, музеев.
Более полное представление о сущности библиотечно-информационной деятельности можно получить, рассмотрев ее в контексте человеческой деятельности в целом [19].
Библиотечно-информационная деятельность как система.
Библиотечно-информационная деятельность - одна из многочисленных видов деятельности, которые осуществляются человеком. В работах, посвященных человеческой деятельности, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов и другие ученые при характеристике ее как системы выделяют такие компоненты, как цели, субъект (субъекты) деятельности, наделенный активностью, объект (объекты), на который направлена активность субъекта, средства и процессы деятельности, условия, в которых она совершается, результаты деятельности. Используя системно - деятельностный подход, рассмотрим библиотечно-информационную деятельность. При этом исходим из двуединой сущности этой деятельности (табл. 1).