Сущностная характеристика библиотечно-информационной деятельности
Библиотечно-информационная деятельность представляет собой систему процессов, соответствующих системе их целей и подчиненных общей цели деятельности библиотеки.
Характеристика библиотечно-информационных средств
дана в работах Л.И. Алешина, М.Г. Вохрышевой, М.Я. Дворкиной, И.С. Пилко, Ю.Н. Столярова. Это технические средства, оборудование, библиографические средства, методы, приемы и организационные формы. Средства могут предназначаться только для библиотечно-информационной деятельности, например, методы уточнения запроса, и быть универсальными, скажем, компьютерные средства (М.Г. Вохрышева называет их специфическими и неспецифическими) [10]. И.С. Пилко характеризует средства как документные ресурсы, технические, лингвистические и программные средства, а также кадровые ресурсы [49].
Средства входят в структуру ресурсов
библиотечно-информационной деятельности. Ресурсы - средства, запасы, возможности, источники чего-либо. В библиотечно-информационной деятельности можно выделить информационные ресурсы, к которым относятся: библиотечно-информационный фонд, справочно-поисковый аппарат, ресурсы Интернета и доступные через него ресурсы разных библиотек и информационных центров, других организаций. При этом, одновременно, эти ресурсы являются результатом информационной деятельности, в том числе библиотечно-информационной. Поэтому не случайно М.Г. Вохрышева рассматривает библиографические ресурсы как глобальный результат библиографической практической деятельности. Ресурсом и результатом является также библиотечно-информационная среда. Как и другие виды человеческой деятельности, библиотечно -информационная требует материально-технических (библиотечное здание, технические средства, оборудование и др.), финансовых и интеллектуальных ресурсов. Интеллектуальные ресурсы библиотеки, включают:
− потенциал библиотековедения, в том числе, теоретические и практические разработки в области технологии, методики и организации библиотечно-информационной деятельности;
− знания и умения, общую и профессиональную культуру конкретных библиотекарей, от которых зависит качество и эффективность деятельности пользователей;
− интеллектуальный потенциал пользователей, который влияет на их работу в библиотеке и стимулирует деятельность библиотекарей;
− лингвистическое и программное обеспечение библиотечной технологии.
Однако, с одной стороны, все ресурсы библиотеки включаются в производство продукции и услуг, а с другой - они являются элементами библиотечно - информа-ционной среды, пространственным и временным полем, в котором происходит производство результата библиотечно-информационной деятельности (рис. 1).
Остановимся на библиотечно-информационной деятельности. В зависимости от конкретной цели, субъекта, объекта, предмета, средств и условий среды реализуются разные технологические процессы, создающие промежуточные результаты (например, индекс, получившийся при классификации, предметизации) или конечные результаты (продукция или услуга).
Продукция - результат комплекса обеспечивающих видов деятельности. Продукцией являются библиотечно-информационный фонд, справочно-поисковый аппарат, библиографические пособия. Услуга - результат комплекса обслуживания. Это выдача документов и справок, подготовка конференции, презентации и т. п. Общий результат библиотечно-информационной деятельности (продукция плюс услуга) - библиотечно-информационный продукт.
Библиотечные услуги предоставляют доступ пользователей к таким общественным благам, как информация, знания, культура.
Рисунок 1 - Производство результата библиотечно-информационной деятельности
Библиотечная услуга, будучи социальным механизмом доступа, является механизмом культурной трансляции. Вместе с тем, у услуг есть и экономическая сторона, ведь они имеют стоимость.
Каждая услуга характеризуется содержанием и формой. Главный компонент содержания услуги - ее предмет, отражающий ту потребность, которая удовлетворяется; услуги отличаются друг от друга прежде всего предметом [61].
Сегодня, говоря о результатах библиотечно-информационной деятельности, важно учитывать положения экономики знаний. В частности, представляется значимым выделение базовых услуг и услуг с добавленной стоимостью, направленных на облегчение потребителю использования базовых услуг. Услуги с добавленной стоимостью, по мере развития рынка информационных услуг и продуктов, переходят в группу базовых, заменяясь новыми видами услуг с добавленной стоимостью [55].
Базовыми услугами (продукцией) в библиотеках могут считаться библиотечно-информационный фонд, справочно-поисковый аппарат, в том числе и базы данных, библиографические пособия, на основе которых развиваются услуги с добавленной стоимостью - поиск документов и информации по запросам, подготовка справок, услуги МБА (межбиблиотечного абонемента) и электронной доставки документов и др.