Сущностная характеристика библиотечно-информационной деятельности
В настоящее время возросла номенклатура услуг, оказываемой библиотекой пользователю. Растет число предоставляемых электронных услуг, предназначенных не только для многочисленных пользователей библиотеки, но и вне информационно - образовательной среды.
Все элементы библиотечно-информационной деятельности взаимосвязаны (например, вид документа и потребности пользователя будут определять характер технологического процесса, необходимую квалификацию библиотекаря и результат деятельности).
Итак, библиотечно-информационная деятельность является системой, т. е. совокупностью элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих единое целое. Это единство, целостность обеспечивается общей целью - сбором, обработкой, хранением определенных видов документов, других информационных объектов, включая электронные, и удовлетворением на их основе потребностей пользователей в библиотечно-информационных услугах, а также интегративным свойством этой системы, определяемым двуединством ее сущности, прямыми и обратными связями между ее элементами и подсистемами. Отметим также, что эта система является информационной и социокультурной, открытой, т.е. связанной с внешней средой и поддерживающей себя в ответ на изменения окружающей среды, сложной, саморазвивающейся системой.
Нужно отметить, что настоящее время в системе библиотечно-информационной деятельности имеется несколько организационных уровней и соответствующих подсистем: уровень конкретной библиотеки как учреждения, разные уровни ее структурных подразделений, уровни объединений библиотек (определенной отрасли рыночного хозяйства, какой-либо территории), библиотек и других организаций (например, консорциумы). Поэтому можно рассматривать библиотечно-информационную деятельность как систему не только деятель-ностных элементов (см. выше), но и как систему организационных структур. В зависимости от уровней организации меняется и характер саморегуляции библиотечно-информационной деятельности.
В рамках одной библиотеки библиотечно-информационная деятельность представлена в разных видах, которые взаимосвязаны между собой целью, технологией, разными уровнями организации [19].
Таким образом, в системе библиотечно-информационной деятельности различаются относительно автономные подсистемы по элементам, видам, организации деятельности.
Применительно к саморазвивающимся системам, выявляются и новые аспекты категорий пространства - времени. Наращивание системой новых уровней организации сопровождается изменением ее внутреннего пространства - времени [60].
Библиотечно-информационная деятельность является не только сложной, саморазвивающейся системой, но и системой человекоразмерной, поскольку здесь человек - компонент системы, который в нее включен и часто выступает и как субъект, и как объект деятельности.
Связь библиотечно-информационной деятельности с образовательной.
Рассмотрим связи библиотечно - информационной с другими видами деятельности, в том числе и с образовательной.
Чтобы обеспечить хранение и предоставление документов, информации (сведений), нужно кумулировать эти документы, сведения, переработать их и организовать так, чтобы они стали доступными пользователям, чтобы их можно было легко найти.
Вид (подвид) деятельности - понятие, дающее краткую содержательную характеристику деятельности, обеспечивающей определенный конечный или значимый промежуточный результат.
Вид (подвид) деятельности не тождествен технологическому процессу (технологической операции), поскольку, с одной стороны, дает общее, а не конкретное представление о деятельности, с другой стороны, предполагает возможность использования нескольких вариантов технологических процессов (операций) в зависимости от конкретной цели, субъекта, объекта, условий и т.п. [19].
При научной классификации библиотечно-информационной деятельности используются различные признаки (см. Прил. А).
Проведенное исследование рассматривает библиотечно-информационную деятельность как систему, характеризует ее элементы, что имеет как теоретическое, так и практическое значение для дальнейшей фиксации и анализа изменений этой деятельности. Изучение характера связей библиотечно - информационной с другими видами деятельности, с одной стороны, показывает ее широкую представленность и значимость в структуре человеческой деятельности, с другой, имеет и практическое приложение, в частности, для определения места библиотечно - информационной деятельности в учебном процессе.
Для выявления тенденций развития, наметившихся изменений библиотечно-информационной деятельности во взаимосвязи с образовательной как системы, рассмотрим эволюцию библиотечной деятельности.