Болонский процесс и библиотеки.
«Основные направления развития и внедрения информационно- коммуникационных технологий в сфере образования и науки до 2015 г.» включают в себя комплекс мероприятий, реализация которых предполагает совершенствование, как технологий образования и науки, так и содержания, методической поддержки участников всех ступеней образовательного процесса и, как следствие, - модернизацию системы и механизмов управления, модернизацию нормативно-правовой базы, что должно привести к изменению всей парадигмы образования.
Основные инициативы:
− внедрение и развитие информационно-коммуникационных технологий с использованием преимуществ электронных образовательных ресурсов для обеспечения равных возможностей в получении качественного образования всем участникам образовательного процесса, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья;
− обеспечение возможности реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся (школьников, учащихся, студентов, слушателей) на основе внедрения и использования ИКТ, дифференциация учебного материала в зависимости от способностей обучаемого с целью наиболее эффективного усвоения знаний и раскрытия потенциала личности;
− широкое внедрение информационных технологий для сохранения, развития и эффективного использования научно-педагогического потенциала страны (электронные библиотеки, электронные базы результатов НИОКР и ВАКа, системы справочно-методической поддержки, и т.д.);
− создание условий для поэтапного перехода к новому уровню обеспечения качества образования на основе ИКТ; реализация возможностей постоянной, а не эпизодической переподготовки для учителей школ и преподавателей вузов, получения знаний как в системе национального образования, в том числе и дистанционного, так в пространстве мировой системы образования» [11] (см. Прил. Б).
Таким образом, гуманитарная парадигма высшего профессионального образования в условиях информационного общества, неизбежно влияет на изменения в содержании деятельности библиотек вузов. Их роль в образовательном процессе обусловлена: большими информационными возможностями (фонды, информационные ресурсы, справочно - библиографический аппарат), последовательной работой по оказанию квалифицированной информационной поддержки процесса обучения, необходимостью дополнительного образования в области информационной культуры личности студентов.
Средства библиотечно-информационной деятельности в электронной среде.
Как уже упоминалось ранее библиотечно-информационные средства - тех-нические средства, оборудование, библиографические средства, методы и приемы (способы деятельности), организационные формы. Средства входят в структуру ресурсов библиотечно-информационной деятельности. В электронной среде средства деятельности почти полностью изменяются.
Библиотечно-информационная деятельность информатизируется: компью-теры, производительность которых растет, принтеры, сканеры, система телеком-муникаций. В последние годы развиваются GRID - технологии для обработки огромных массивов разнородных данных, формирования распределенных библиотек и виртуальных схем обслуживания; широкополосный высокоскоростной Интернет, беспроводные технологии (WI-FI, технологии мобильного Интернета, спутникового Интернета).