Сущность конкурентоспособности предприятия
Проблема экономической перестройки предприятий в условиях последствий мирового финансового кризиса с предотвращением банкротств и обеспечением их выживаемости очень важна и актуальна. Эту проблему, как и любую другую, легче решить, если известны силы и факторы, ведущие к банкротству, тенденции их развития и отслеживается информация, анализируя которую можно предугадывать возможные сценарии развития событий. По мере ускорения проводимых реформ все большее внимание уделяется вопросам антикризисного управления по всем его аспектам.
Любая организация, начиная с момента своего возникновения, сталкивается с целым рядом проблем, которые могут спровоцировать острый кризис, сопровождающийся резким ухудшением показателей деятельности: ликвидности, платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости оборотных средств, финансовой устойчивости. Рыночные формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или к их временной неплатежеспособности. Кризисы могут возникнуть на любом из этапов жизненного цикла организации. Появление идеи, проектирование, планирование, строительство, освоение производственных мощностей, функционирование, развитие, упадок, закрытие или реорганизация - вот перечень этапов циклического развития организации. Она может пройти их полностью, а может и остановиться в своем развитии, не достигнув ощутимых результатов, прекратить свое существование.
В тот момент, когда организация начинает свою деятельность, на рынке, как правило, уже действует значительное число фирм-конкурентов. Занять определенную нишу на рынке, позиционировать свою торговую марку непросто. Многие организации разоряются, не выдержав конкуренции.
В процессе реформирования экономики отношение к конкуренции изменилось, и ее стали рассматривать как силу, без которой рыночные отношения теоретически немыслимы и практически состояться не могут.
В настоящее время общепризнано, что конкуренция - это неотъемлемое свойство рынка, эффективность функционирования которого тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для ее проявления. Развитие конкурентных отношений служит необходимым условием эффективного воздействия рыночных механизмов на обеспечение устойчивого экономического роста.
Конкуренция в переводе с латинского означает «сталкивание», «состязание» и выражает собой форму взаимного соперничества субъектов рыночной экономики. Большой экономический словарь определяет конкуренцию как «состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источники сырья».
Закон РФ «О защите конкуренции» устанавливает, что конкуренция - это «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».
Методологические основы конкурентоспособности как категории заложили такие основоположники экономической науки как: А. Смит, К. Маркс, Ф. Энгельс, Дж. Кейнс и другие. Впервые теория конкуренции была рассмотрена А. Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов».
А. Смит представлял конкуренцию в виде равновесного механизма рынка, который, уравнивая нормы прибыли, приводил к оптимальному распределению труда и капитала между отраслями. Он определил возможности конкуренции в качестве эффективного регулятора рыночных цен с учетом воздействия спроса и предложения. Исходя из подходов чистой конкуренции, А. Смит исключает возможность контроля над рынком. Руководствуясь теми же посылками, Д. Рикардо создал модель чистой (совершенной) конкуренции, постулирующей, что цены на таком рынке складываются не только в зависимости от соотношения спроса и предложения, но и зависят от конкурентной борьбы. Модель совершенной конкуренции с позиции закона стоимости дополнил К. Маркс в своей работе «Капитал».