Сущность конкурентоспособности предприятия
Однако главный вывод, который можно сделать на основании исследований М. Портера, состоит в том, что рыночная конкуренция есть комплексное и весьма сложное явление. В условиях конкуренции на предприятие оказывают воздействие сразу же несколько групп факторов, формируя и постоянно видоизменяя конкурентную среду его деятельности. Положение осложняется еще и тем, что каждая из упомянутых групп, в свою очередь, состоит из множества элементов, причем состав и структура элементов уникальны для каждого конкретного предприятия.
Для характеристики состояния конкуренции могут быть использованы показатели:
социально-экономической значимости рынка;
соотношение спроса и предложения;
степень удовлетворения спроса;
степень концентрации производства.
Приведенные показатели достаточно полно определяют конкуренцию как сложное меняющееся явление с основной функцией: заставить рыночную систему работать более эффективно.
Естественным результатом конкуренции является конкурентное преимущество - превосходство одних конкурентов над другими за счет обладания ценными и редкими, но не единственными в своем роде ресурсами. Классификация видов конкурентных преимуществ можно представить следующим образом (рис. 1.3).
Рисунок 1.3 - Виды конкурентных преимуществ предприятия
Конкурентные преимущества можно определить как высокую компетентность предприятия в какой-либо области, которая создаст наилучшие возможности преодолевать влияние конкуренции, привлекать потребителей и сохранять их приверженность товарам фирмы. Конкурентные преимущества обеспечивают предложение потребителям такого продукта, который представляет для них известную ценность и за который они готовы платить деньги.
Основой конкурентных преимуществ являются пределы возможностей компании организовать более эффективно по сравнению с конкурентами функционирование всех элементов цепочки ценностей.
Само понятие конкурентных преимуществ предполагает наличие у компании потенциальных возможностей быть лучше (по каким-либо аспектам хозяйственной деятельности) своих конкурентов.
Основой конкурентных преимуществ являются пределы возможностей компании организовать более эффективно по сравнению с конкурентами функционирование всех элементов цепочки ценностей.
Различия в подходах экономистов при определении сущности конкуренции находят свое отражение и при рассмотрении категории конкурентоспособности. Основная задача каждого исследователя, изучающего проблемы конкурентоспособности предприятия, состоит в определении критериев, а также нахождении источников и факторов конкурентоспособности. Однако здесь очевидной становится колоссальная коннотационная запутанность, неопределенность понятий и значений. Неопределенность выявляется уже на уровне понятийного аппарата. Так, в экономической литературе можно встретить следующие определения конкурентоспособности предприятия:
· способность предприятия приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной прибыльности;
· свойство субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там конкурирующими субъектами рыночных отношений;
· это способность использовать свои сильные стороны и концентрировать свои усилия в той области производства товаров и услуг, где она может занять лидирующие позиции на внутреннем и внешнем рынках;
· свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке;
· результат производства и продажи конкурентоспособных товаров (Азоев Г.Л., Поршнев А.Г., Райзберг Б.А., и др.);
· процесс создания добавленной стоимости (Завьялов П.С., Перцовский Н.И., Киперман Г.Я. и др.)
· результат эффективного взаимодействия с факторами внешнего окружения (Портер М., Юданов А.Ю., Хамел Г. и др.);