Методы оценки социально-экономической эффективности применяемых стилей управления
Анализ литературы и реальной практики наглядно показал, что сегодня не существует универсального (комплексного) метода оценки эффективности стилей управления. Практически везде она осуществляется косвенно через конечные результаты деятельности, в которых не представляется возможным выделить долю эффекта в зависимости от применяемого менеджером (менеджерами) стиля управления.
На практике эффективность стилей управления преимущественно оценивается эмпирически путем социологических исследований (см. табл. 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, рис. 4.1).
Таблица 4.2 Социально-психологические аспекты эффективности
Путь воздействия |
Качества личности | |
Руководитель (ведущий) |
Исполнитель (ведомый) | |
Принуждение |
Превосходство Власть Воля к власти |
Подчинение чужой воле Страх Приниженность |
Воздействие на подсознание |
Интуиция Способность очаровать |
Способность тонко реагировать на косвенные сигналы начальника Способность восторгаться начальником Склонность принимать многое на веру |
Убеждение |
Высокий уровень профессиональных знаний, умение логично мыслить и говорить Способность анализировать Умение формулировать |
Высокий уровень профессиональных знаний Способность понимать логику объясняющего и мысленно воспринимать ход его мыслей |
Привлечение людей на свою сторону делегированием полномочий, правильной организацией их работы, оказанием доверия |
Положительное отношение к людям Уважение к достижениям сотрудников Терпимость Умение доверять, организовывать области компетентности, координировать, информировать |
Высокий уровень собственной инициативы Гражданское мужество Способность осознавать степень риска Уважение к работе руководителя Творческий потенциал Способность видеть целое Способность видеть в глубину |
Таблица 4.3 Четыре стиля руководства по Ликертсу в виде таблицы Стелса и их социально-экономическая эффективность
Процесс |
Авторитарный стиль |
Руководство с участием сотрудников | ||
Грубое принуждение Стиль 1 |
Мягкое принуждение Стиль 2 |
Поддержка Стиль 3 |
Коллекгиальное руководство Стиль 4 | |
Мотивация |
Уверенность в завтрашнем дне |
Удовлетворение физиологических потребностей, личные интересы |
Удовлетворение физиологических потребностей, личные интересы |
Удовлетворение всего диапазона человеческих потребностей |
Коммуникация |
По вертикали сверху вниз |
По вертикали главным образом сверху вниз |
По вертикали |
По вертикали и по горизонтали |
Взаимодействие |
Ничтожно |
Ничтожно |
Умеренно |
Интенсивно |
Принятие решения |
На верхушке пирамиды |
Стратегические решения на верхушке пирамиды, в малой степени делегирование вниз |
Стратегические решения на верхушке, в высокой степени делегирование вниз |
На всех уровнях обсуждение в коллективе по группам с привлечением других групп |
Задание цели |
Приказы без обсуждения |
Приказы с возможностью обсуждения |
После обсуждения с подчиненными |
Результат интенсивных обсуждений в группах |
Контороль |
Из центра. Сопротивление неформальной организации |
Главным образом из центра. Неформальная организация частично противодействует |
Главным образом из центра. Неформальная организация против, или за формальную |
Децентрализован. Неформальная организация идентична формальной |