Проектирование многомерной организационной структуры управления в сфере ЖКХ
Актуальность исследования подтверждает сформированная в 90-х годах законодательная и нормативно-методическая база, которая определила основные направления реформы жилищно-коммунального хозяйства:
реформирование системы управления ЖКХ, демонополизация отрасли и создание в ней конкурентной среды;
энергоресурсосбережение и снижение затрат на жилищно-коммунальные услуги с обеспечением необходимых стандартов качества обслуживания потребителей;
комплексное изменение системы финансирования и ценообразования в ЖКХ, перевод его на безубыточный режим функционирования с обеспечением социальной защиты малоимущих граждан.
Развитие рынка жилищно-коммунальных услуг зависит от уровня социально-экономического развития территории и эффективности муниципального управления. Одной из особенностей рынка жилищно-коммунальных услуг является то, что он включает в себя и предприятия, являющиеся субъектами естественной монополии, и те, которые могут эффективно функционировать в конкурентных условиях. Во многом это зависит от технологических особенностей производства жилищно-коммунальной услуги и специфических условий формирования инженерной системы муниципальных территорий. Другой особенностью рынка жилищно-коммунальных услуг является его первоочередная востребованность по удовлетворению наиболее насущных потребностей человека. Жилищно-коммунальные услуги отнесены к социально-значимым услугам и являются основой жизнеобеспечения муниципального образования.
Современной спецификой рынка жилищно-коммунальных услуг является то, что с развитием техники и технологии население имеет возможность контролировать объем и качество широкого спектра предоставляемых услуг, торговаться по цене и даже отказаться от их потребления, что было невозможно в предшествующее время. Развитие рынка жилищно-коммунальных услуг возможно лишь за счет расширения платежеспособного спроса населения. Это реализуется посредством увеличения уровня доходов населения за счет роста заработной платы и пенсий, опережающего рост цен и тарифов, а также за счет эффективных механизмов перераспределения доходов в обществе.
Актуальность темы обусловливается не только рыночными преобразованиями, но и в значительной степени отсутствием методологии современной организации и управления экономическими процессами в отрасли ЖКХ, обеспечивающей наиболее результативное функционирование.
Жилищно-коммунальное хозяйство - это важный сектор национальной экономики, на который приходится около 25% основных фондов России. Бюджетные ассигнования, ежегодно и неэффективно поглощаемые этим многоотраслевым комплексом, составляют порядка 20 млрд. руб., что является тяжелым бременем для российской экономики.
Рыночные преобразования всей системы ЖКХ России определяются многими факторами и причинами: крайней изношенностью инфраструктуры; неэффективностью государственного и муниципального управления предприятиями жилищно-коммунальной сферы ; отсутствием средств в бюджете всех уровней; низким уровнем доходов основной массы населения, что затрудняет ценообразование в данной отрасли и др. Есть два принципиальных момента, по которым эти преобразования необходимы: во-первых, ЖКХ - это очень услугоемкая отрасль экономики регионов России, которая в рыночных условиях способна увеличить занятость за счет развития малых и средних форм предпринимательства, а, во-вторых, именно она в значительной степени улучшает качество жизни населения.
Другими словами, от успешного реформирования жилищно-коммунальной сферы зависит успех рыночных реформ в России в целом. Между тем, если сам перевод жилищно-коммунальной сферы на рыночные условия хозяйствования после пятнадцати лет безуспешных попыток какими-либо другими методами, уже ни у кого не вызывает сомнений, то направления, методы и формы этого перехода еще достаточно дискуссионны. И уже совсем мало изучены в теоретическом плане те рыночные методы и инструменты, с помощью которых этот рынок будет функционировать.
В российской экономике в 90 гг. прошлого века имели место активные и глубокие реформенные процессы в отрасли жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). За время осуществления преобразований в России получены определенные положительные сдвиги в развитии экономики, как в отдельных отраслях, так и в стране в целом. Но вместе с тем, в процессе реформирования имели место кризисные явления. Особенно негативно кризисы повлияли на развитие жилищно-коммунальной отрасли, где в доминантной степени действуют механизмы, сложившиеся еще в период административно-командной экономики.
Практические проблемы в отрасли ЖКХ, возникающие в ходе экономических реформ, нужно подвергнуть глубокому научному анализу экономической теорией. Практические предпосылки решения проблем сферы ЖКХ должны уступить место научно обоснованной концепции преобразования ЖКХ с учетом не только хозяйственных особенностей муниципального уровня, но и требований растущей информатизации всей системы общественных отношений. При этом необходимо выявить участие в реализации этих преобразований властных структур муниципального образования.
Анализ хозяйственной деятельности коммунальных предприятий показал, что в настоящее время для коммунального хозяйства остро стоит проблема самофинансирования. На протяжении последних лет стабильно недофинансируются 10-15% оказанных услуг. В результате коммунальные предприятия испытывают острую потребность в собственных оборотных средствах.
В процессе исследования доказано, что реформирование коммунального хозяйства должно быть направлено, в первую очередь, на снижение расходов бюджетов на финансирование этой отрасли экономики и перевод коммунальных предприятий на самофинансирование. Реализация принципа самофинансирования обеспечит коммунальные предприятия достаточными собственными ресурсами для покрытия затрат и повысит заинтересованность самих предприятий в эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
С принципом самофинансирования связан принцип получения и максимизации прибыли. В экономически развитых странах предприятия коммунальной сферы в большинстве своем прибыльные. В России ситуация диаметрально противоположная - доля убыточных предприятий в коммунальном хозяйстве в 2010 г. составила 50,8%. Причина такой ситуации кроется в том, что в начале 90-х годов XX века коммунальное хозяйство служило в роли социального амортизатора последствий экономических реформ.
Более того, в плановой экономике для предприятий коммунального хозяйства получение прибыли как цели хозяйственной деятельности не являлось приоритетом. Основной целью их функционирования было удовлетворение естественных потребностей человека в жилище и его благоустройстве.
Удержание тарифов на коммунальные услуги на фоне всеобщего роста цен на товары и услуги в течение длительного времени предопределило образование значительных убытков предприятий коммунального комплекса. Так, на рубль расходов по основной деятельности предприятия жилищно-коммунального комплекса получили по итогам 2010 года 8 коп. убытков.
Проводимые в коммунальном хозяйстве реформы должны быть нацелены не только на обеспечение самофинансирования предприятий этого комплекса, но и на увеличение рентабельности их деятельности.
На всех стадиях деятельности и независимо от организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности хозяйствующие субъекты нуждаются в финансовых ресурсах. Поэтому следующий важный принцип - это оптимизация источников формирования финансовых ресурсов.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий коммунального хозяйства показывает, что многие предприятия коммунальной сферы испытывают недостаток финансовых ресурсов, что вызывается объективными причинами: ухудшением расчетно-платежной дисциплины, неэффективной системой функционирования коммунального комплекса в целом. Неплатежи за отпущенные коммунальные услуги связаны с несвоевременным и неполным бюджетным финансированием, неплатежами предприятий, получающих коммунальные услуги.
В современных российских условиях, когда процентные ставки на кредитные ресурсы остаются высокими, а инвестиционная привлекательность многих коммунальных предприятий для учреждений кредитной сферы низка, кредитование коммунальных предприятий практически не осуществляется.
В связи с возможностью рыночных колебаний предпринимательская деятельность сопряжена с определенным риском, избежать или снизить влияние которого можно на основе создания финансовых резервов, что позволяет говорить о необходимости соблюдения принципа финансовой устойчивости.
На ритмичность работы большинства коммунальных предприятий оказывают существенное влияние факторы сезонности: время года, время суток. Данные факторы влияют на поступление доходов за оказываемые услуги в течение года. Неравномерность проведения отдельных работ связана с тем, что основные ремонтные работы проводятся в летний период в связи с климатическими условиями.
Отрицательно влияет на ход производственной деятельности коммунальных предприятий высокая аварийность основных производственных фондов и, в первую очередь, инженерных сетей. Из-за значительной степени износа инженерных сетей, из-за низкого качества труб, нарушения строительных норм и нормативов прокладки труб происходят частые разрывы коммуникаций, что, с одной стороны, увеличивает потери, а с другой стороны, ведет к увеличению затрат на ремонт оборудования и, следовательно, к увеличению себестоимости услуг. Для России характерны огромные перерасходы топлива. В Германии за отопительный сезон для одного квадратного метра жилья оптимально расходуется около 3 литров топлива. Семь литров - это принятый усредненный показатель. Когда этот показатель достигает величины 20 литров, поднимается вопрос об эффективности коммунальных предприятий. В России на те же цели тратят 80 литров.
Учитывая вышеизложенное, для коммунального хозяйства немаловажным фактором является повышение инвестиционной привлекательности, поскольку это позволит аккумулировать дополнительные ресурсы для осуществления модернизации и строительства инфраструктурных объектов.
У многих коммунальных предприятий, образованных 30 и более лет назад, основные фонды физически изношены и морально устарели. В то же время, коммунальное хозяйство потенциально привлекательная сфера для инвесторов - рынок сбыта коммунальных услуг будет всегда. Создание факторов для привлечения частных инвесторов в коммунальную сферу - это задача не отдельно взятого предприятия. В решении данного вопроса необходимо взаимодействие представителей органов государственной власти и местного самоуправления и частных инвесторов.
Отношение коммунальных предприятий, представителей органов государственной власти и местного самоуправления к проблеме ответственности за результаты производственно-хозяйственной деятельности для предприятий коммунального комплекса должно быть кардинальным образом изменено. В ходе исследования выявлено, что большинство коммунальных предприятий являются муниципальными и многие из них, зачастую, не заботятся об устойчивом финансовом положении, рентабельности и платежеспособности. Невысокая заработная плата работников, зависимость от бюджетного финансирования, ограниченная самостоятельность муниципальных унитарных предприятий способствуют ослаблению ответственности за осуществление и результаты своей деятельности.
В ходе анализа организационных особенностей, финансовых отношений и состояния финансов коммунального хозяйства, а также специфики развития конкурентных отношений в исследуемой сфере была выявлена необходимость совершенствования государственного регулирования финансов коммунального хозяйства.
Основные причины, тормозящие процесс формирования конкурентной среды на рынке услуг жилищно-коммунальной сферы, можно сгруппировать по следующим направлениям: экономические; административные (организационные); институциональные; информационные; управленческие; психологические (ментальные); политико-административные.
Особую роль в решении данных задач играет местное самоуправление, в связи с тем, что оно непосредственно связано с интересами, потребностями личности и различных групп муниципального сообщества.
Проходящие процессы по формированию местного самоуправления затрагивают огромные имущественные преобразования на муниципальном уровне, оказывают долговременное влияние на весь характер последующего развития муниципальной экономики, имеют важнейшее значение для динамики развития экономики региона и страны.
В условиях социально-экономических реформ, проводимых в стране, центр тяжести в решении многих социально-экономических проблем все более смещается на уровень муниципального образования. Назрела необходимость в пересмотре взглядов на место и роль муниципального управления в системе хозяйственных связей на местном уровне.
До современного момента функции по созданию благоприятной среды жизнедеятельности людей, а также созданию нормальных общеэкономических условий для деятельности предприятий и организаций относились к компетенции всех уровней власти. Однако сегодня пришло осознание того, что именно на муниципальном уровне реализация этих функций будет наиболее эффективна. Проблема стабилизации и развития экономики муниципального образования и повышения её эффективности в решении социально-экономических проблем на сегодняшний день едва ли не главная в реформировании местного самоуправления.
Актуальной представляется задача выявления сущности общественных взаимоотношений местного уровня, неизменным участником которых является человек с его потребностью в благоустроенном жилище и комфортности среды обитания. Необходимо определить аспекты управленческих действий, направленных на скорейшее удовлетворение потребностей населения в качественном и доступном жилье и коммунальных услугах на муниципальном уровне.
Процесс формирования управления предприятиями ЖКХ требует дальнейшей теоретической разработки, уточнения содержания категориального аппарата, анализа исторически сложившейся российской особенностей не только различных сфер жизнедеятельности населения и форм управления, но и российской ментальности, то есть всего того, что определяет общие закономерности развития России.
Цель работы заключается в формировании теоретических и практических общеметодологических подходов к реформированию управления ЖКХ; разработке рекомендаций по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальной сферой, направленных на повышение эффективности ее функционирования.
Достижение данной цели предполагало постановку и решение следующих задач:
определение природы реализации экономических интересов хозяйствующих субъектов в отрасли ЖКХ России;
исследование особенностей управления ЖКХ;
определение принципов и методов управления, образующих особенности условий функционирования ЖКХ;
анализ системы управления ЖКХ города Санкт-Петербурга и разработать предложения по совершенствованию этой системы;
построение теоретической модели организационной структуры управления ЖКХ;
практические рекомендации по повышению эффективности управления ЖКХ.
жилищный коммунальный управление организационный
Анализ структуры и экономического состояния жилищно-коммунального комплекса и основные проблемы его развития
- Структурные особенности и принципы реформирования системы ЖКХ
- Классификация рынка услуг ЖКХ
- Анализ безубыточности функционирования предприятий ЖКХ
- Факторный анализ снижения себестоимости услуг ЖКХ
- Оценка влияния организационных изменений на тарифную политику
- Построение организационно-экономической структуры управления предприятиями ЖКХ
- Разработка алгоритма управления предприятиями в системе ЖКХ