Проблемы повышения эффективности систем управления энергетических предприятий в условиях дезинтеграции отраслевой структуры электроэнергетики России
преобразование структуры производства электроэнергии в направлении повышения доли АЭС и ГРЭС, что предопределяется экономической оптимизацией топливно-энергетического баланса страны и территориальной структуры производства энергии;
переход на возобновляемые источники энергии, развитие малой и альтернативной энергетики;
дальнейшее развитие ЕНЭС России, в том числе с использованием сверхвысоких классов напряжений (1150-1500 КВт) и сохранение технологической ее целостности;
переход на «умные сети» с использованием интеллектуальных управляющих элементов и интерактивных технологий;
технологическое совершенствование всех структур электроэнергетики на базе научно-технического прогресса и на этой основе повышение эффективности использования основных производственных фондов;
замедление роста цен и тарифов на электроэнергию и тепло.
В целях повышения конкурентоспособности и устойчивого развития электроэнергетических предприятий реструктуризацию необходимо рассматривать как постоянно действующий процесс адаптационных улучшений параметров компании: слияние и поглощение компании, смена собственников, улучшение методов управления и адаптация бизнес-модели, оптимизация структуры основных фондов, повышение инвестиционной привлекательности и т.п.
Ситуацию обостряет особенность положения России на мировом энергетическом рынке, которая проявляется в жесткой необходимости поддерживать собственную энергобезопасность, и, в значительной степени, энергобезопасность ряда стран СНГ, Восточной и Западной Европы и т.п. С целью расширения энергетического рынка и присутствия на европейском пространстве российских энергетических компаний, автором предлагается приобретение энергетических активов в странах ближнего и дальнего зарубежья. Это предложение становится еще более актуальным в связи с значительным развитием атомной энергетики. И это только первый шаг в практической реализации Россией собственных интересов при обеспечении глобальной энергетической безопасности.
Первенство в применении современных информационных технологий принадлежит крупным государственным и промышленным корпорациям, что позволяет им обеспечивать высокий уровень управления и скорость принятия решений. Такая особенность связана с тем, что их финансовое положение является более стабильным. Масштабы производства позволяют многим российским энергетическим корпорациям инвестировать в корпоративные информационные системы, так как сбои процессах управления могут приводить к огромным финансовым потерям [58].
Основная общественная функция электроэнергетики как базовой инфраструктурной отрасли России заключается в предоставлении комплекса услуг по энергоснабжению потребителей электрической и тепловой энергии. Этот комплекс услуг включает:
· обеспечение текущего спроса на энергию;
· поддержание надежности энергоснабжения и качественных параметров электроэнергии на нормативном уровне;
· готовность к покрытию перспективного спроса;
· поставка энергии по приемлемым для всех потребителей тарифам;
· соблюдение нормативных требований по охране окружающей среды;
· сопутствующие услуги по повышению эффективности использования энергии (технологические, аудиторские, консалтинговые и др.).
Организационно-управленческой основой функционирования электроэнергетики является - обусловленная технологическими особенностями функционирования - система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии на оптовом и розничных рынках. Общими принципами организации управленческих отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются следующие (табл.1.1).
Таблица 1.1 - Принципы организации управленческих отношений и государственной политики в сфере электроэнергетики [94]
Принципы | |
1. |
Обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации |
2. |
Технологическое единство электроэнергетики |
3. |
Обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики |
4. |
Свобода экономической деятельности в сфере электроэнергетики и единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии с учетом ограничений, установленных федеральными законами |
5. |
Соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии |
6. |
Использование рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию при условии обеспечения надлежащего качества и минимизации стоимости электрической энергии |
7. |
Обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных настоящей статьей, при регламентации применения методов государственного регулирования, в том числе за счет установления их исчерпывающего перечня |
8. |
Содействие посредством мер, предусмотренных федеральными законами, развитию российского энергетического машиностроения и приборостроения, электротехнической промышленности и связанных с ними сфер услуг |
9. |
Обеспечение экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, используемого при осуществлении субъектами электроэнергетики видов деятельности, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию |