Проблемы повышения эффективности систем управления энергетических предприятий в условиях дезинтеграции отраслевой структуры электроэнергетики России
Целями государственной политики в сфере электроэнергетики являются:
· преодоление сложившихся дисбалансов в электроэнергетике для поддержания в долгосрочной перспективе высоких и устойчивых темпов роста экономики;
· увеличение эффективности производства, передачи и потребления электроэнергии на основе новейших высокоэффективных экологически чистых технологий.
Специфическими свойствами электроэнергии являются:
· однородность товара;
· нескладируемость и невозможность выбраковки товара;
· снабжение только через присоединяемую сеть;
· обезличивание электроэнергии;
· определение режима производства режимом потребления;
· универсальность;
· отсутствие взаимозаменяемости по потреблению.
Эти свойства обусловливают особенности формирования и функционирования рынка энергии и мощности от рынков других товаров и характеризуют электроэнергетику как систему с единым непрерывным процессом производства электроэнергии, работающим синхронизировано по частоте электрического тока и фазам напряжения на всей обслуживаемой территории страны, единство которой реализуется в процессе как производства и передачи энергии, так и ее распределения [18].
С конца 1980-х гг. процессы, связанные с демонополизацией структуры и либерализацией экономических отношений в электроэнергетике, идут во многих странах. Реформирование отрасли преследует следующие основные цели: повышение эффективности функционирования энергосистем за счет внедрения конкуренции и рыночных механизмов для эффективного развития электроэнергетики.
При этом с учетом постепенного ухода государства из энергетики от эффективности структурно-модернизационных аспектов повышения эффективности функционирования информационных технологий и систем для обеспечения межкорпоративного информационного оборота, в т.ч. с органами государственного управления зависит успешность управления деятельностью отдельных корпораций и деятельность всей электроэнергетической отрасли в целом.
Анализ взаимоотношений субъектов электроэнергетики показывает, что независимо от их технологической либо территориальной удаленности или разобщенности, различия конечных целей, задач и функций, деятельность всех субъектов взаимосвязана с решением единой задачи - обеспечения потребителя электрической энергией, которая реализуется на едином рыночном пространстве и по единой рыночной технологии.
Их четкое взаимодействие в столь сложном механизме функционирования рынка должно обеспечиваться соответствующей информационной инфраструктурой, охватывающей всех субъектов отрасли как сложной системы.
Формализованное представление отдельных бизнес-процессов в общей организационной структуре управления электроэнергетикой позволяет идентифицировать информационные потоки и проанализировать их направление и структуру. В сложившейся структуре предприятий электроэнергетической отрасли информационные потоки имеют различное целевое назначение и источники возникновения, тем не менее, можно констатировать, что государственные органы и корпорации во многом используют одни и те же потоки данных, что определяет возможность и необходимость применения комплексного подхода к управлению многоуровневой организационно-управленческой структурой электроэнергетической отрасли на основе построения информационных систем и консолидации информационных ресурсов.
При этом анализ развития российской электроэнергетики за постсоветский период свидетельствует о детерминанте повышения эффективности функционирования информационных технологий и систем, в современном контексте проявляющейся не только в стратификации информационного обеспечения, но и в реальной угрозе замедления темпов макро- и мезоэкономического роста как вследствие нарастающей, имеющей выраженные проявления, дезинтеграции отраслевого управления, так и перманентно снижающейся конкурентоспособности энергопроизводителей благодаря фактору нескоординированного развития.
Модернизация электроэнергетики будет способствовать дальнейшей эволюции организации энергообеспечения, формированию субъектов электроэнергетического комплекса, ориентированных на преимущественное функционирование на межрегиональном (формируемом зоной ответственности территориальных генерирующих компаний и гарантирующих поставщиков, магистральных сетевых компаний, межрегиональных распределительных сетевых компаний) и общероссийском (объединенные генерирующие компании) уровнях.