Трансформация систем управления энергетических предприятий при продолжении рыночных реформ в электроэнергетике России
В России в настоящее время недостаточно быстро осуществляются процессы структурной модернизации информационных систем энергетической отрасли, с учетом конкурентных отношений в сфере генерации, транспортировки и сбыта электроэнергии. В результате возникает ряд управленческих проблем, существенным образом сдерживающих эффективное функционирование, и, соответственно, негативно сказывающихся на развитии всей электроэнергетики Российской Федерации.
Целью реформы энергетических предприятий, ее исходным императивом, является успешная работа в условиях рынка, улучшение управления на предприятиях, стимулирование их деятельности по повышению эффективности производства, ускоренное наращивание отрыва от ближайших конкурентов и создание уникальных конкурентных преимуществ, в том числе с помощью методов и средств структурной модернизации.
Содержание структурной модернизации зависит, прежде всего, от целевых установок. Стратегическое направление структурной модернизации связано с реализацией следующих целей в электроэнергетике:
· определение информационных приоритетов развития предприятия;
· координация деятельности государственных органов и корпоративных структур;
· повышение стоимости собственного капитала и бизнеса в целом;
· концентрация средств на генеральной стратегии развития предприятия, повышение уровня государственного и корпоративного контроля.
Можно утверждать, что разработка стратегии структурной модернизации становится актуальной, когда внутренние источники роста во многом исчерпаны, или при глубоких кризисных ситуациях, вследствие чего промышленные предприятия стремятся привлечь факторы роста.
Особую роль в этом процессе играет информатизация сферы управления электроэнергетическими предприятиями, так как она не только повышает эффективность управления на всех его уровнях, но и позволяет увеличить эффективность целенаправленной деятельности отрасли в целом.
Целями реализации нового этапа информатизации управления электроэнергетическими предприятиями являются:
. Повышение уровня информированности органов государственного управления, путем предоставления возможности получения полной и достоверной информации, необходимой для управления отраслью.
. Повышение эффективности государственного и корпоративного управления электроэнергетическими предприятиями за счет создания единой многоуровневой информационной системы на основе государственных и корпоративных сегментов.
. Оптимизация информационного обмена с государственными органами власти, хозяйствующими субъектами, общественными организациями посредством развития телекоммуникационных сетей.
. Формирование устойчивой тенденции по всеобъемлющей интеграции информационных ресурсов для управления электроэнергетическими предприятиями.
Переход на новый уровень управления электроэнергетическими предприятиями, способный обеспечить эффективное развитие, возможен в современных условиях только при применении информационно-коммуникационных технологий. Комплексное решение задач социально-экономического развития электроэнергетических предприятий, эффективное использование ресурсов, управление хозяйственными механизмами, взаимодействие с государственными и корпоративными органами требуют скоординированных усилий различных служб и органов управления на основе обмена информацией между ведомственными информационными системами всех электроэнергетических предприятий, региональных, муниципальных органов власти и Министерства энергетики РФ.
Автоматизированная информационная система управления электроэнергетической отраслью должна строится с учетом структуры системы управления электроэнергетическими предприятиями и потребностей в информационном обеспечении органов государственного управления всех уровней. Она должна соответствовать рациональному сочетанию информационных платформ, включающих ряд ведомственных информационных систем:
· законодательного и нормативного обеспечения;
· организации управления электроэнергетическими производствами;
· управления государственным имуществом;
· государственной статистики;
· финансов и размещения государственных заказов;
· жилищного, коммунального и т.п. хозяйства;
· землеустройства, градостроительства и экологии;
· обслуживания населения и т.п.
Информационная система управления электроэнергетической отраслью должна включать функциональные автоматизированные информационные системы, соответствующие предметной области, обрабатываемой информации. Такие предметные области выделяются в локальные информационные области, объединенные общностью решаемых задач.