Трансформация систем управления энергетических предприятий при продолжении рыночных реформ в электроэнергетике России
Анализ современного состояния и проблем развития информационной системы управления электроэнергетической отраслью позволяет выделить следующие основные тенденции:
· развитие инфраструктуры управления электроэнергетической отраслью, особенно с учетом расположения электроэнергетических предприятий территориально удаленных от центра, требует развития сети каналов связи с большой пропускной способностью;
· мировая практика и собственный опыт Министерства энергетики РФ неуклонно показывает необходимость создания и применения крупных автоматизированных информационных систем в сфере управления;
· дальнейший переход от стадии оснащения рабочих мест компьютерами к стадии организации крупных информационных систем сопровождается повышенным привлечением специалистов в сфере информационных технологий, необходимостью более всесторонней организации и координации их деятельности;
· автоматизация информационных процессов оказывает все большее влияние на эффективность управления деятельностью электроэнергетических предприятий;
· процессы получения, структурирования данных, информационного обмена, анализа и представления информационных материалов для принятия управленческих решений, являются сегодня одними из ключевых направлений формирования автоматизированных информационных систем;
· дальнейшее развитие имеющихся, создание и внедрение новых объединенных информационных систем позволят оптимально решать первоочередные задачи, стоящие перед Министерством энергетики РФ.
В тоже время существует ряд острых проблем, касающихся развития информационной среды управления электроэнергетической отраслью, таких как:
· отсутствие эффективного взаимодействия между государственными, коммерческими и некоммерческими организациями, органами государственного управления в области информационного обмена для управления электроэнергетической отраслью;
· недостаточная законодательная и нормативная база регулирования процессов информатизации;
· отсутствие комплексного проекта единой многоуровневой автоматизированной информационной системы управления электроэнергетической отраслью, охватывающей весь круг задач по всем предметам деятельность электроэнергетических предприятий;
· неравномерность развития информационной инфраструктуры в муниципальных, государственных и коммерческих организациях электроэнергетической отрасли;
· недостаточное финансирование процессов информатизации и т.п.
Основными направлениями развития автоматизированной информационной системы управления электроэнергетической отраслью на 2010-2011 годы должны быть:
. Модернизация и развитие действующих систем.
. Внедрение приобретенных автоматизированных информационных систем.
. Разработка новых автоматизированных информационных систем.
На первом этапе создания автоматизированной информационной системы управления электроэнергетической отраслью предполагается:
· разработка концептуальных подходов и определение организационно-технологической структуры сбора и обработки информации по подготовке годовых и среднесрочных программ развития электроэнергетических предприятий;
· реорганизация системы отраслевой статистики на основе построения подсистемы дистанционного ввода и хранения статистических данных;
· создание ситуационного центра управления электроэнергетической отраслью на основе технологии скоростного предоставления доступа к данным имеющихся автоматизированных информационных систем с отображением на схеме электроэнергетических предприятий;
· создание сети абонентских Интернет - пунктов обуславливает организацию доступа к Интернет-ресурсам, включая ресурсы портала Министерства энергетики РФ.
В ходе создания информационной системы управления электроэнергетической отраслью должна быть разработана законченная концепция и работающий прототип информационной системы, поддерживающий осуществление основных видов деятельности управления электроэнергетической отраслью. Выбранный подход к созданию информационной системы управления электроэнергетической отраслью делает возможным формирование информационных механизмов, ориентированных на решение разнообразных задач с помощью информационно-аналитических технологий, в том числе задач управления и принятия решений.
Процесс реформирования хозяйственных методов и организационных структур российских энергетических предприятий в условиях перехода от регулируемой монополии к либерализованному рынку электроэнергии выявил необходимость повышения роли государственного управления, что определяет приоритеты модернизации электроэнергетических предприятий в механизмах обеспечения государственных интересов в электроэнергетике России.