Развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры систем управления российскими энергетическими предприятиями
Закономерности наличия электроэнергетического базиса определяют то, что до тех пор, пока управленческая технология государственного регулирования на основе использования информационных систем не доведена до прямого мониторинга со стороны государства подавляющей части электроэнергетических предприятий в рамках производственных связей с их контрагентами, российская энергетика будет обнаруживать преимущественно деградационные стороны развития национального электроэнергетического комплекса, в которых формирование объединенных информационных систем отрасли выступает решающим критерием возможности отрасли занять какое-либо перспективное лидирующее место в мировой рыночной конкуренции.
Применяемые в настоящее время телекоммуникационные и программно-технические средства не обеспечивают комплексности управления ресурсами и функциональными единицами в отрасли. В этом контексте система программно-информационной поддержки принятия управленческих решений в многоуровневой структуре электроэнергетической отрасли, интегрируя положительные свойства государственных и корпоративных информационных систем, комплекс информационно-технических решений, их встроенность в организационную структуру отрасли, будет способствовать повышению эффективности отраслевого управления [7].
В этой связи интерес к проблемам развития российских энергокомпаний в результате реализации рыночных реформ и экономического кризиса есть интерес к переделу между развитыми странами сфер контроля за мировыми источниками сверхприбылей, никогда не адекватный равноправному партнерству.
Вплоть до конца XX века во всем мире для электроэнергетики были характерны вертикально интегрированные компании (ВИК), объединяющие всю цепочку производства, передачи и распределения электроэнергии в рамках единой энергетической компании-монополиста, оперирующей на рынке региона или всей страны. В этих условиях компания-монополист несла ответственность за надежность энергоснабжения всех потребителей на территории обслуживания (регион или страна в целом) и она же концентрировала необходимые для этого ресурсы (генерирующие мощности, магистральные и распределительные сети). Централизация управления внутри компании сопровождалась жестким контролем ее деятельности со стороны государства, осуществлявшего прямое регулирование цен (тарифов) на электроэнергию. Таким образом, в отрасли были созданы условия для развития методов централизованного планирования, ориентированных на критерии общеэкономической эффективности.
В странах с частными электроэнергетическими ВИК (США, Германия) централизованное планирование велось на уровне корпораций (в пределах «территории обслуживания») и было неотъемлемой составляющей взаимодействия с регулирующими государственными органами при обосновании тарифов. В странах, где электроэнергетика была частью госсектора энергетики (большинство стран Европы, в т.ч. Франция, Великобритания, Италия), энергоснабжение обеспечивалось одной национальной компанией-монополистом. При этом планирование развития выполнялось на национальном уровне, т.е. охватывало отрасль в целом и обеспечивало обоснование необходимых объемов государственной поддержки электроэнергетики.
Высокая степень хозяйственной интеграции ВИК позволяла систематически вести планирование и проектирование развития электроэнергетики, обеспечивая надежное удовлетворение растущего спроса при минимизации интегральных затрат на развитие региональных и единой национальной энергосистемы.
Начавшийся в 90-е годы ХХ века процесс разгосударствления и дерегулирования электроэнергетики потребовал серьезного переосмысления задач управления развитием и пересмотра подходов к планированию. Разделение ВИК с выделением монофункциональных компаний (генерирующих, сетевых, сбытовых), переход контроля в генерации к частному капиталу, замена прямого тарифного регулирования конкурентным ценообразованием на основе маржинальных затрат привели к децентрализации принимаемых решений о развитии в электроэнергетике, существенно сократили возможности прямого государственного влияния на субъекты отрасли.
На этой стадии реформ в России была допущена методологическая ошибка: приватизация была проведена без достаточного обоснования. Выразилось это в том, что образовался дисбаланс интересов собственников, снизилась их ответственность за рост эффективности производства. Работники предприятий, как непосредственные участники процесса производства, могли лишь опосредованно влиять на жизнь их предприятий, а юридические собственники зачастую не имели никакого отношения к проблемам реального производства.
В результате за годы пост приватизационного периода ни РАО «ЕЭС России», ни государство, как главный акционер, не смогли обеспечить эффективное управление отраслью. В ней нарастали кризисные явления, которые стали представлять реальную угрозу экономической безопасности страны: падение производства топлива и энергии, нарастающий темп старения основных фондов, обвальный рост взаимных неплатежей, недостаточный ввод новых мощностей, низкие темпы технического перевооружения отрасли и, как следствие, рост энергоемкости ВВП. Все это вызвало необходимость нового этапа преобразований в электроэнергетике. Основу программы составляет комплексная система мер по реформированию рынка электроэнергии, включающая: