Развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры систем управления российскими энергетическими предприятиями
· дифференциацию условий коммерческой деятельности компаний на рынке электроэнергии: усиление тарифного регулирования в естественно-монопольных секторах, поэтапная либерализация и введение конкурентных механизмов в секторах генерации и сбыта электроэнергии;
· ослабление и постепенную ликвидацию вертикальной интеграции бизнеса и переход к организации монофункциональных компаний, работающих в отдельных секторах (генерация, транспорт, сбыт электроэнергии), а также предоставляющих другие необходимые технологические или коммерческие услуги (например, диспетчеризация, организация торговли на рынке или бирже и др.);
· изменение структуры собственности с дифференциацией по выделенным секторам - обеспечение доминирующей роли государства в сетевом бизнесе и последовательное снижение государственного участия в компаниях, осуществляющих производство и сбыт электроэнергии, с соответствующим увеличением доли частного капитала в этих потенциально-конкурентных сферах.
Для достижения поставленных целей осуществляется разделение естественно монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций, и вместо прежних вертикально интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, создаются структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности.
С середины 2006 года активы генерации объединены в семь оптовых генерирующих компаний (ОГК) и 14 территориальных генерирующих компаний (ТГК). ОГК объединяют электростанции, специализированные на производстве почти исключительно электрической энергии. В ТГК входят главным образом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ): они производят как электрическую, так и тепловую энергию. Шесть из семи ОГК сформированы на базе тепловых электростанций, одна (ГидроОГК) - на базе гидрогенерирующих активов. Тепловые ОГК построены по экстерриториальному принципу, ТГК объединяют станции соседних регионов.
Магистральные сети перешли под контроль Федеральной сетевой компании (ФСК), распределительные - интегрированы в четырех Межрегиональных распределительных сетевых компаниях (МРСК): Центра и Северного Кавказа; Северо-запада; Сибири; Урала и Волги. Функции и активы региональных диспетчерских управлений переданы общероссийскому Системному оператору. Национальная электрическая сеть и единое оперативно-диспетчерское управление должны быть стержнем, гарантирующим единство и надежность системы.
Однако в процессе реформирования электроэнергетической отрасли в атомной энергетике, в отличие от проекта структурной модернизации РАО «ЕЭС России», создается единая генерирующая компания. При реорганизации концерн останется федеральным государственным унитарным предприятием. Соответственно будущая его деятельность, как и в настоящее время, будет полностью контролироваться государством.
Эффективно функционирующий электроэнергетический рынок характеризуется в основном отделением выработки электроэнергии от ее транспортировки, распределения, сбыта, отделения монопольных функций от конкурентоспособного блока, т.е. функционального разделения генерации, транспортировки и сбыта электроэнергии.
Модели организации экономических отношений в электроэнергетике разных стран строились в соответствии с основной целью и исходя из наличия начальных экономических условий (достаточность генерирующих мощностей, относительный объем производства электроэнергии, уровень интеграции передачи внутри страны с соседними странами, соотношение цен на оптовом рынке с экономической стоимостью, доступ к фондовому рынку и др.).
Переход к рыночной, в той или иной степени конкурентной модели функционирования и развития национальной энергетики сопряжен с определенными проблемами, с необходимостью решения которых, так или иначе, сталкивается каждая из стран:
· разделение отрасли по функциям, т.е. отделение выработки электроэнергии от ее транспортировки и распределения;
· создание конкурентного рынка генерации;
· формирование инфраструктуры электроэнергетического хозяйства;
· применение более сдержанной политики государственного регулирования;
· регулирование цены только через ограничение ее сверху, отход от регулирования посредством ограничения нормы прибыли;
· отделение функции передачи электроэнергии от ее распределения и сбыта;
· постепенное создание условий для конкуренции в области торговли электроэнергией;
· привлечение иностранных инвестиций в национальную электроэнергетику.
Можно предположить, что решение проблем и выбор пути развития в электроэнергетике отдельной страны связан не только с национальной спецификой, но также с информационными возможностями регулирования отрасли каждого конкретного отдельно взятого государства.
В результате проведенного анализа сущности и содержания процессов развития национальных энергетических компаний на основе функционального разделения и внедрения конкурентного механизма его существования и развития, можно сделать вывод о том, что в современный период в той или иной степени сложился оптовый рынок электроэнергии, и в большинстве стран достигнуты позитивные результаты, такие как повышение надежности электроснабжения потребителей, рост эффективности функционирования электроэнергетики и снижение цен на продукцию отрасли.