Концептуальные подходы к организации рационального построения структурной модернизации систем управления электроэнергетическими предприятиями
Следующей широкомасштабной проблемой является проблема развития рациональной инфраструктуры информационных систем и телекоммуникационных сетей. С учетом социального, экономического и экологического характера эта проблема не может быть решена на экспериментально-опытном подходе и требует единственно возможного метода динамического моделирования.
Создание динамической технологии является новым шагом в развитии методов динамического моделирования сложных, больших систем и интерпретируется как распределенная динамическая сеть, в узлах которой находятся «локальные интеллекты» (специалисты в определенных областях знаний), связанные функционально-логическими отношениями и алгоритмически организованным обменом высокоорганизованной информацией, что приводит к появлению феномена, так называемого «коллективного интеллекта».
Такая динамическая технология динамического моделирования больших систем позволяет разрешить задачи высокой степени интеграции информационных систем в единую функциональную метасистему, построенную на принципах «институтов согласия» или теории игр с не противоположными интересами. В электроэнергетической отрасли это связано с разрешением исключительно сложной и важной проблемы взаимодействия различных сегментов электроэнергетики в рамках ЕЭС. В данном случае, под понятием «институт» подразумевается совокупность правовых норм по определенному кругу взаимных отношений, образующих «институт согласия» между всеми сегментами электроэнергетики, участвующими в электроэнергетическом процессе и составляющими ЕЭС. Это позволит более рационально использовать производственную способность электроэнергетических систем и комплексов и повысить качество электроэнергетических ресурсов и услуг.
Существует также проблема направлений развития информационных технологий и систем в электроэнергетике - это выработка и использование принципа рационального взаимодействия различных сегментов электроэнергетики.
Результатом проводимой реформы в сфере электроэнергетики выступает создание оптового и розничного рынков, границы функционирования которых строго разграничены: оптовый рынок функционирует на федеральном уровне, а розничный - на региональном. Также в рамках конкурентного рынка электроэнергии планируется проведение аукционов мощности, целью которых выступает обеспечение гарантированности производства, распределения и сбыта электроэнергии в краткосрочном и долгосрочном периодах.
В этой связи, оценка издержек информационного проекта в сфере электроэнергетики не может ограничиваться анализом затрат на ее работу, но также должна включать учет реализации задач обеспечения энергобезопасности и устойчивости функционирования энергосистемы страны, что требует модернизации информационных механизмов в электроэнергетике и превращает государственное регулирование в неотъемлемый элемент информационной деятельности в данной сфере.
В настоящее время электроэнергетика России находится где-то между моделью регулируемой монополии и моделью конкурентного оптового рынка. Полноценный конкурентный оптовый рынок возможен не ранее 2011-2012 гг. Конкурентные розничные рынки смогут быть организованы еще позже. Таким образом, современное состояние электроэнергетики России близко к модели «единственного покупателя», которая имеет преимущества перед регулируемой монополией из-за конкуренции производителей за продажу электроэнергии общему для всех них «покупающему агентству». Эту модель только условно можно считать эффективной для российской электроэнергетики, т.к. она позволит избежать возможных тяжелых последствий, вызванных повышением цен электроэнергии, делением монопольных компаний на множество независимых предприятий, нарушением целостности единой энергетической системы, а также пока отпадет необходимость в организации оптового рынка и связанных с ним сложных и дорогостоящих автоматизированных информационных систем учета и взаиморасчетов торговой системы.
Однако следует учесть, что организация данной модели в России будет иметь особенности, связанные с большой территорией страны и сложившейся иерархической структурой энергетики. Кроме того, необходимо учитывать современное состояние информационных систем и телекоммуникационных сетей предприятиями электроэнергетики, из которого будет осуществляться переход к этой модели.
На основании анализа развития национального энергетического хозяйства можно сделать вывод, что для стран с плюралистической структурой собственности, в том числе и для России, характерна модель, в рамках которой осуществлена полная вертикальная дезинтеграция производства, передачи и распределения электроэнергии, а также организация конкуренции в сфере производства электроэнергии и в энергоснабжении потребителей.