Концептуальные подходы к организации рационального построения структурной модернизации систем управления электроэнергетическими предприятиями
С расформированием РАО «ЕЭС России», без малого 15 лет выполнявшего функции «министерства электроэнергетики», сохранение управляемости информационного процесса, эффективная координация информационной деятельности субъектов рынка становятся сферой ответственности государства.
Однако до сих пор отсутствуют полное законодательное и организационное обеспечение данных функций, равно как и центр ответственности за стратегическую устойчивость энергоснабжения, не создан порядок регулярного взаимодействия государственных органов, инфраструктурных организаций и энергетических компаний при решении стратегических задач развития. В этом видится последний по счету, но, увы, не по значимости, организационный риск реализации «Генеральной схемы», требующий (прежде всего - от Минэнерго РФ) неотложной работы над формированием новой конфигурации управления развитием электроэнергетики.
Широкомасштабной и непротиворечивой целью развития электроэнергетической отрасли до 2030 года является формирование единой энергетической системы страны (ЕЭС), обеспечивающей потребности общества качественными и конкурентоспособными электроэнергетическими ресурсами и услугами при минимизации нагрузки на окружающую среду.
Только ЕЭС может обеспечить максимальную энергетическую способность общества за счет своей наибольшей проводимости. Достичь этого можно только при максимальной пропускной способности электроэнергетических сетей и максимальной производственной способности электроэнергетических систем и комплексов всех сегментов электроэнергетики. Ни один из сегментов электроэнергетики самостоятельно с этой проблемой не справится. Но для этого необходима модернизация в рамках отрасли.
Объективные регуляторы и ограничители реализации концепции структурной модернизации в электроэнергетике позволяют сформулировать черты формирования и внедрения отраслевой информационной системы управления предприятий электроэнергетики России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реформа электроэнергетики, призванная решить одновременно несколько совершенно различных задач - создать более привлекательные условия для государственных органов и корпоративных структур, конкуренцию, повысить гибкость управленческих решений - требует совершенно иную информационную среду в электроэнергетике, которая позволит не просто улучшить ситуацию, но и избежать кризисного развития событий - дефицита информации для принятия обоснованных управленческих решений.
Итогами проведенного исследования в соответствии с поставленными задачами являются следующие положения:
· развитие энергетики приводит к увеличению спроса на все виды электроэнергетических ресурсов и услуг, а это способствует развитию информационной инфраструктуры. Для России, учитывая ее геополитическое положение, развитие информационных систем управления в электроэнергетике - это не только управленческая задача, а прежде всего задача обеспечения единства страны;
· в связи с общим экономическим кризисом и изменением форм управления электроэнергетика оказалась в тяжелом положении, и ее экономические показатели и технологическое состояние постепенно ухудшались. Необходимо разработать путь вывода отрасли из кризиса на основе повышения эффективности управления;
· основная группа проблем связана с тем, что при развитии отрасли не учитывается теоретический принцип необходимости «структурной модернизации», согласно которому позитивное изменение развития предприятиями электроэнергетики страны в рамках рыночных приоритетов может осуществляться только при условии выбора эффективных вариантов структурной модернизации через механизмы усиления контроля государства над стратегически важными сферами энергетики в лице предприятиями электроэнергетики России;.
· под общей модернизацией энергетики (промышленности, отрасли, комплекса и т.п.) мы понимаем структурные, технологические и информационные изменения на определенном уровне национальной экономике, направленные на повышение ее глобальной конкурентоспособности;
· механизмы структурной модернизации необходимо рассматривать как способы регуляции в общей структуре управления энергетикой, связанные с индивидно-функциональными свойствами объекта модернизации и характером кризисных факторов;
· действие механизмов структурной модернизации, обобщенно, выражается в целенаправленном преобразовании объективно значимой информационной инфраструктуры в целях снижения кризисного напряжения, поддержания экономической устойчивости развития предприятий, предотвращения дезорганизации экономической деятельности;