Концептуальные подходы к организации рационального построения структурной модернизации систем управления электроэнергетическими предприятиями
Сегодня фактически никем не оспаривается, что энергетический комплекс страны нуждается в продолжении масштабной модернизации. Однако для этого необходимо осуществление программы системных мер, которая бы отвечала целям подъема энергетики страны в целом, а не только отражала различные корпоративные интересы.
Таким образом, формирование качественного и конкурентоспособного рынка электроэнергетических ресурсов и услуг, полностью удовлетворяющего потребностям общества в электроэнергетических ресурсах при условиях минимизации нагрузки на окружающую среду также является концептуальным направлением повышения эффективности электроэнергетической отрасли. Высокое качество управления само по себе не достигается, необходимы постоянные управленческие усилия. Поэтому направленное развитие электроэнергетического комплекса России требует проведения широкомасштабных мер по функциональной и структурной модернизации электроэнергетической отрасли.
Реализация реформ в электроэнергетике доказала, что этот процесс будет сложным, чувствительным и требующим много времени. Речь идет не только о специфических деталях, часто сложных как таковые, а о взаимодействии между собой отдельных элементов в рамках всего пакета реформ. Процесс требует тщательного анализа чувствительности всех вовлеченных сторон. Опыт других стран говорит о том, что к основным характеристикам эффективного процесса функциональной и структурной модернизации относятся:
· Глубоко проработанная стратегия функциональной и структурной модернизации с ясными целями, идентифицированными потенциальными рисками и продуманной последовательностью этапов развития и реализации для каждого элемента;
· Открытый и прозрачный процесс, который облегчит в целом координацию действий по развитию и обеспечит:
- четкую координацию действий между заинтересованными сторонами в отношении специфических деталей при осуществлении функциональной и структурной модернизации;
проведение консультаций с заинтересованными сторонами и их участие в развитии и реализации специальных мер в рамках всего пакета действий;
· Программы переходного периода, облегчающие апробирование новых информационных механизмов и приобретение опыта всеми вовлеченными сторонами;
· Предоставление достаточного временного периода для развития и реализации отдельных элементов из пакета действий по функциональной и структурной модернизации;
· Лидерство государства в обеспечении процесса функциональной и структурной модернизации в соответствии с потребностями восстановления вертикали отраслевого управления на основе комплексного объединения государственных и корпоративных информационных систем [83].
4 ноября 2011 года было подписано Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2011 года № 877 - один из ключевых документов, регулирующих работу отрасли, принятых в уходящем году. Оно защищает права потребителей электроэнергии и снижает расходы на ее покупку, прежде всего для малого и среднего бизнеса, а также для сельхозтоваропроизводителей. В конечном итоге в выигрыше остаются и потребители товаров и услуг малого и среднего бизнеса (то есть, граждане), который не будет закладывать в стоимость своего товара повышенные затраты на электроэнергию.
Приказом Минэнерго России от 29.08.2011 № 380 утверждена Схема и программа развития единой энергетической системы России на 2011-2017 годы, разработанная ОАО «СО ЕЭС» совместно с ОАО «ФСК ЕЭС». В Схеме и программе развития Единой энергетической системы России на 2011-2017 годы даны предложения по развитию сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей с целью обеспечения среднесрочного спроса на электрическую энергию и мощность:
· вводы генерирующих объектов - 41,1 ГВт;
· вводы линий электропередачи напряжением 220 кВ и выше - 45,1 тыс км;
· вводы силового трансформаторного оборудования напряжением 220 кВ и выше на подстанциях - 152,8 тыс МВА.
В 2011 году состоялось большое количество значимых пусков новых и реконструированных энергообъектов. Были введены в эксплуатацию энергоблоки, в том числе, на Яйвинской и Среднеуральской ГРЭС, Сургутской ГРЭС-2, Невинномысской ГРЭС, Саяно-Шушенской ГЭС, Калининской АЭС. Завершено строительство первой очереди Богучанской ГЭС. Всего в 2011 году ожидается ввод более 6 тыс МВт новых мощностей. Для сравнения - это около половины общего потребления мощности в крайне энергоемкой Московской энергосистеме. В электросетевом комплексе по итогам года будет введено более 22 тыс. км линий электропередачи и около 26 тыс. МВА трансформаторной мощности, что на 10 % и 25 % соответственно выше показателей предыдущего года.