Методологические основы, принципы и формы индикативного планирования развития системы образования
Методологическими принципами институционально-ориентированных
индикативных планов определены:
· применение ресурсно-целевого подхода, предполагающего структурирование индикативного плана на основе основных целей и приоритетов экономики на планируемый период, а их планирование обусловлено возможными источниками финансирования;
· комплексный подход к формированию блока наиболее важных, целевых, планируемых индикаторов;
· учета временного горизонта планирования в определении индикаторов (в краткосрочном плане их всегда больше, чем в долгосрочном);
· мониторинг реализации индикативного плана в аспекте достижения индикативных показателей, выявления причин, не позволивших достигнуть намеченных целей, для последующей коррекции на уровне государственных программ;
· использование алгоритма: анализ - прогноз - механизмы (инструменты) реализации, позволяющего иметь завершенный цикл индикативного плана.
Отметим, что индикативный план не может быть не выполнен. Он лишь может быть не достигнут. Недостижение показателей индикативного плана обусловливает необходимость анализа причин несостоятельности плана и разработки комплекса мер по его корректировке, в том числе в сфере определения нормативов, регуляторов, ограничителей. Мониторинг позволяет оценить точность и надежность прогнозных оценок индикативных планов. Институциональная система разработки индикативных планов в образовании представлена уровнями:
Мониторинг реализации индикативных планов развития в системе образования и достижение показателей на всех уровнях позволяет сформировать иерархию целей программы социально-экономического развития государства на новый период. Однако для реализации стратегии индикативного планирования необходимо обеспечить развитие образования всех регионов и муниципальных образований России на основе вариативных моделей индикативных планов, тесно увязанных, прежде всего, с параметрами бюджета.
В практике регулирования экономики ряда стран (США, Франция, Китай, Индонезия и др.) сложилась следующая классификация форм индикативных планов.
С точки зрения поставленных целей выделяют три основных формы индикативных планов:
· план конъюнктурного характера, направленный на антикризисные
меры, тесную увязку параметров бюджета с прогнозом социально-экономического развития и инфляции;
· план структурного характера, направленный на поддержание прогрессивной структуры экономики, способствующей занятию лидирующих позиций и одобряемый представительным органом.
В таких планах большая роль отводится подключению к их выполнению частных предприятий и использованию налоговых льгот, преференций и иных мер
поддержки предприятий.
· план стратегического характера, направленный на определение главных приоритетов экономики и роли государства в их выполнении.
С точки зрения горизонта планирования выделяют три формы индикативных планов:
· стратегические долгосрочные индикативные планы;
Разрабатываются на срок 10-15 лет. Имеют четкую целевую направленность, стратегический характер и представляют собой демографические прогнозы, комплексные прогнозы основных параметров развития экономики, использования и сбережения природных ресурсов, развития научно-технического прогресса, показателей качества жизни населения;
· стратегические среднесрочные индикативные планы;
Разрабатываются на срок 3-5 лет в форме определенных целей и характеризующих их индикаторов на планируемый период, а также основных механизмов и рычагов воздействия государства на экономику для достижения индикаторов;
· текущие краткосрочные индикативные планы;
Разрабатываются на очередной год и носят конъюнктурный характер (регулирование рынков, государственный заказ, государственные программы, субсидирование населения и субсидирование предприятий как элемент регулирования предложения товаров и услуг.
В Российской Федерации вопрос необходимости формирования системы индикативного планирования стал обсуждаться с середины 90 годов ХХ века.
В апреле 1997 года Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Институтом экономики Российской Академии Наук была организована представительная конференция «Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики». В рекомендациях конференции предлагалось:
а) сконцентрировать усилия на создании системы индикативного планирования и прогнозирования экономики, органично связанных с долгосрочной социально-экономической стратегией и направленных на ее реализацию;
б) законодательно определить статус индикативных планов, их место в системе экономических регуляторов и порядок их разработки;
в) подготовить Закон «Об индикативном планировании и долгосрочных национальных программах социально-экономического развития» .