Методологические основы, принципы и формы индикативного планирования развития системы образования
Система образования является ключевым звеном, соединяющим социальные процессы и процессы развития экономики. Результативность системы образования определяется с позиций ее способности выполнять в необходимом объеме и с необходимый уровнем качества общественную и государственную задачу дошкольного и школьного образования, бизнес-задачу подготовки профессиональных кадров для предприятий и организаций, задачу развития научно-технического кадрового потенциала для фундаментальной и прикладной науки и инноваций. Исходя из этого, критерии конечной результативности системы образования находятся не внутри нее, а в смежных областях государственной политики, общественной жизни и экономики государства.
Показатели конечного эффекта системы образования связаны с показателями состояния процессов и ресурсов как объектов улучшения.
Таким образом, предметом индикативного планирования должны быть: индикаторы непосредственного результата (индикаторы конечного эффекта и качества оказания образовательных услуг), индикаторы состояния процессов и ресурсов системы образования, показатели непосредственного результата программных мероприятий, которые определяют меру регулирующих воздействий на систему образования.
Методология индикативного планирования в сфере образования должна учитывать ряд особенностей объектов управления, а именно:
· территориальную обособленность, обусловливающую необходимость построения информационно-коммуникационных сетей с развитой инфраструктурой, высокой пропускной способностью и другими характеристиками, которые необходимо закладывать уже на уровне проектирования индикативного плана развития территориальных образовательных сегментов;
· разнообразие существующих технических средств и программного обеспечения для различных типов образовательных учреждений. Это связано с неравномерностью информационного обеспечения образовательных учреждений в прошлые периоды времени, что приводит к многообразию унаследованных информационных систем, существенно усложняя управление;
· слабая управляемость и устойчивость образовательных систем, проявленная как результат нелинейного развития, обусловленный инновациями.
Слабая устойчивость вызвана неустойчивостью тенденции развития потребностей рынка образовательных услуг, незавершенностью структурно-содержательного реформирования системы российского образования, проблемами в информационном обеспечении сферы управления образованием, нечеткостью при описании фактов и событий образовательных процессов и др.;
· в объективно запаздывающем характере управления образовательными системами. Инерционность связана с влиянием внешних факторов и объективной потребностью преобразования случайных воздействий и информации в осознанные правила поведения, а также с самим характером взаимодействия потребителя образовательных услуг с окружающей социальной средой.
Отметим, что методология индикативного планирования позволяет рассматривать процесс управления развитием системы образования с системных позиций, как многоуровневый, многокомпонентный процесс, допуская адаптацию системного подхода под конкретно решаемую управленческую задачу на заданном уровне образовательной деятельности (федеральный, муниципальный и др.). Управленческая задача определяет необходимость использования конкретного подхода для ее реализации. В рамках подхода возможно описание любого аспекта деятельности образовательной структуры, включая модели функций, процессов, событий, инициирующих процессы, информационных данных и потоков, организационную структуру, ее размещение, планы и регламенты деятельности с детализацией по целям и задачам, ресурсам, образовательным технологиям и их поддерживающим техническим средствам.
Индикативное планирование предусматривает создание моделей развития процессов, определение эффективной организационной структуры управления, разработку рациональных путей управления различными аспектами образовательной деятельности.
Методология индикативного управления образовательными системами характеризуется междисциплинарностью. Концепт модели индикативного управления развитием образовательных систем определяется методологией многомерного. Междисциплинарность выступает функциональным ядром поддержания стабильности в многомерности.
Анализ состояния системы образования на нижних уровнях является основой для проектирования региональных/муниципальных программ и индикативных планов на долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный периоды, позволяя тем самым достичь или приблизиться к достижению заданного федеральным уровнем эталона.
Качество является основой стратегического управления, определяемого как процесс, который представляет последовательность нескольких этапов-функций, включающих: стратегический анализ, стратегическое прогнозирование, стратегическое планирование, стратегическую организацию и мотивацию, стратегический контроль и регулирование. Каждый этап завершается достижением определенного результата. Стратегия в контексте управления качеством образовательных систем рассматривается как система действий, регламентируемых рамками индикативного плана, характеристики которого определяются принципами универсальности, информационного взаимодействия, учета оценки состояния функционирования системы образования, учета ресурсов образовательной инфраструктуры в аспекте развития, рефлексивности образовательной системы, характеризуемой понятиями - устойчивость, управляемость, индивидуальность, самоорганизация.