Методологические основы, принципы и формы индикативного планирования развития системы образования
Таким образом, модель управления качеством образования в России по сути многомерный, многоуровневый и многофакторный проект, центрированный Государственной программой развития образования и универсальной моделью индикативного плана.
Социально-экономическая политика государства обусловливает концептуализацию индикативного управления. Практика реализации индикативной модели управления выступает индикатором, подтверждающим избранную стратегию или обусловливающим необходимость ее корректировки в целях поддержания стабильности функционирования и развития системы образования России.
Заключение
В октябре 2012 года Российское Правительство утвердило Государственную программу развития образования до 2020 года, которая является организационной основой государственной политики в области образования. Госпрограмма определила стратегию развития этой важнейшей сферы, ее приоритетность, необходимость государственной поддержки и реального финансирования. Основными ее задачами является формирование системы непрерывного профобразования, развитие инфраструктуры школ и дошкольных заведений, создание условий для дополнительного детского образования. Запланирована также модернизация школьных и дошкольных образовательных программ и создание новой системы оценки качества образования.
В госпрограмме заложены базовые показатели, которые должны быть достигнуты к 2020 году по 7 стратегических ориентирам :
· привлекательность профессии учителя
· доступность детских садов
· повышение качества школьного образования
· поддержка системы дополнительного образования
· обновление системы подготовки высококвалифицированных кадров
· повышение международной конкурентоспособности вузов
· информационная прозрачность и общественная подотчетность образования.
Организационно госпрограмма состоит из 4 подпрограмм, посвященных профессиональному образованию, образованию детей (дошкольному, школьному, дополнительному), развитию системы оценки качества и информационной прозрачности образования, молодежной политике. Есть еще поддерживающая подпрограмма: научно-методическая, нормативно-правовая поддержка, проведение мониторинговых исследований, оценка результативности).
Реализация основных направлений развития отечественной системы образования, реформ всех ее уровней и обеспечение самодостаточного функционирования этой важнейшей сферы в интересах личности, общества и государства возможно лишь при условии доведения проектных целей, задач, основных направлений модернизации до конкретных образовательных учреждений. В этой связи важным механизмом реализации Государственной программы развития образования является формирование на ее основе региональных, муниципальных программ развития образования.