Методологические основы, принципы и формы индикативного планирования развития системы образования
На уровне Российской Федерации Закон об индикативном планировании
не был принят, элементы индикативного планирования применяются почти во всех субъектах РФ. Можно выделить две основные формы индикативного планирования в субъектах РФ:
· использование отдельных элементов индикативного планирования - целевые программы, консолидированные в ежегодные прогнозы социально-экономического развития региона и бюджеты на соответствующие годы, субсидии организациям, работающих в приоритетных для региона направлениях;
· формирование индикативного плана в виде логически структурированного документа, отражающего стратегию развития региона на планируемый период.
В Орловской области принята долгосрочная областная целевая программа «Развитие образования в Орловской области на 2011-2015 годы». Общей целью Программы является создание условий для наиболее успешной реализации стратегических направлений развития системы образования Орловской области, направленных на повышение качества и эффективности предоставляемых образовательных услуг. Это обеспечение доступности качественного общего образования, поэтапный переход на новый уровень образования на основе информационных технологий, создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, воспитания здорового образа жизни, повышения качества воспитательного процесса, получение образования детьми с ограниченными возможностями, повышение социального статуса работников сферы образования. Программа характеризуются 9-ю основными индикаторами. Они позволяют получить целостную картину функционирования региона в области образования.
Индикативное планирование заключается в определении экономических приоритетов. Индикативный план имеет рекомендательный характер. По своему содержанию процесс индикативного планирования схож с процессом консультирования, основными функциями которого являются информирование, ориентация и стимулирование.
Методология индикативного управления представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, методик и процедур, основывающихся на системе индикаторов и являющихся базой принятия управленческих решений, направленных на эффективное функционирование институциональной сферы экономики государства в целом и его отраслей, в частности.
Методология индикативного управления в сфере образования определяет:
· место и роль индикативного планирования развития образования в контексте социально-экономического развития страны;
· механизмы координации между системой образования и другими секторами государственной экономики государства;
· принципы и подходы к индикативному планированию как процессу стратегического управления развитием образования;
· методы и инструменты реализации индикативных планов, учитывая контекст межотраслевой координации;
· структурные характеристики объектов/субъектов планирования и контроля.
Методология индикативного управления представлена, по сути, комплексом стратегического управления образованием, обеспечивая при этом межотраслевую координацию. Методология индикативного управления охватывает все уровни и временные горизонты системы образования, при этом этап планирования является ключевым.
Планирование обусловливает организацию, исполнение, контроль и мониторинг результатов исполнения, принятие решений по результатам исполнения. При этом организация исполнения определяет адекватный уровень ресурсного обеспечения поставленных целей, рамки для состава и последовательности работ, условия (правила) координации между исполнителями. Контроль и мониторинг результатов исполнения задает измерители для контрольных процедур и параметры для оценки критичности фактических результатов. Принятие решений по результатам исполнения определяет функциональные зависимости для факторного анализа результатов, формируя исходную базу для перечня возможных корректирующих воздействий или перепланирования.
Долгосрочное индикативное планирование включает следующие этапы:
· разработка прогнозов развития социально-экономической системы России в целом;
· оценка результатов прогнозирования и анализа;
· формулирование желательного состояния (позиционирование и определение «уровней притязания») в области развития человеческого капитала, в том числе и применительно к сфере образования на национальном и региональном уровнях;
· предварительная укрупненная оценка ресурсных возможностей, исходя из формулирования желаемого (идеального) состояния;
· установление долгосрочных целей для сферы образования и связанных смежных областей;
· оперативное согласование планов/программ федерального, регионального и уровня муниципальных образований (МО);
· вероятностный характер влияний факторов и регуляторов на результативность образовательного процесса, в существенной мере стохастический тип группового и индивидуального поведения получателей образовательных услуг (обучающихся).