Анализ мотивации и стимулирования труда на РУП «БЗТДиА»
Исходя из вышеизложенного, в эффективной деятельности любого предприятия важную роль играют соответствующие механизмы социального, экономического, психологического и организационно-распорядительного воздействия на персонал. Данный механизм на предприятии включает следующую систему методов, которые обобщим в таблице 2.6.
Таблица 2.6 - Система методов управления персоналом на РУП «БЗ ТДиА»
Методы управления |
Сферы применения |
Организационно-распорядительные |
Формирование структуры органов управления Утверждение административных норм и нормативов Издание приказов и распоряжений Разработка должностных инструкций Контроль исполнения управленческих решений |
Экономические |
Технико-экономический анализ Планирование Технико-экономическое обоснование Материальное стимулирование Ценообразование Налоговая система Экономические нормы и нормативы |
Социально-психологические |
Социальный анализ трудовых коллективов Социальное планирование и развитие коллектива Развитие у работников инициативы и ответственности Моральное стимулирование Создание нормального психологического климата |
Из приведенных в таблице 2.6 данных видно, что на предприятии применяются, в той или иной мере, различные методы управления, дополняющие материальную систему стимулирования.
Исследование эффективности системы организации оплаты труда на РУП «БЗТДиА» позволило выявить основные проблемы, подтверждающие необходимость коренных изменений в существующем механизме оплаты труда.
). недостаточная гибкость системы оплаты труда и необъективность применяемых оценок труда работников. Заработная плата не соответствует фактической результативности и напряженности труда работников;
). действующая система оплаты труда не в полной мере способствует повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, так как отсутствует система показателей, стимулирующих повышение качества продукции и работ. Нет экономической связи результатов труда работников по повышению конкурентоспособности с размерами их материального поощрения.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ
Рассмотрев систему мотивации труда персонала на РУП «БЗТДиА», приведем стратегические основы повышения ее эффективности.
В основе повышения эффективности мотивации труда лежит, прежде всего, потребность совершенствования стратегии управления персоналом. Для этого на предприятии необходимо:
. наличие системы целей использования персонала;
. повышение престижа труда работников;
. выплата достойной заработной платы, размеры которой должны повышаться со стажем, ростом квалификации и уровнем ответственности;
. создание нормальных условий труда (помещения, транспорт, связь, вычислительная и оргтехника, благоприятные служебные отношения);
. обеспечение служебной перспективой: для нормальной работы необходима стабильность служебных отношений, повышение уровня квалификации, увеличение заработной платы по труду.
Развивая систему мотивации, необходимо добиваться ее оптимальности.
Любая похвала, материальное или любое другое вознаграждение может иметь как положительный, так и диаметрально противоположный результат.
Американским психологом Фрименом в 1940 г. установлено, что с усилением мотивации повышается качество исполнения, но до определенного предела: если она слишком велика, исполнение ухудшается. Эта проблема известна как проблема оптимума мотивации. Применительно к анализируемому предприятию, данное исследование говорит о том, что мотивационные и стимулирующие механизмы должны иметь не только границы минимума, но и границы максимума.
Например, материальное стимулирование должно осуществляться таким образом, чтобы служащему постоянно чего-то не хватало, но эта нехватка не должна быть критической. При этом удовлетворение материальных потребностей должно иметь ряд реальных законных способов. Но избыток различных, легко достижимых материальных благ не даст должного результата.
Ориентация на человека. Известно, что персонал является ключевым стратегическим ресурсом для достижения целей организации. Управление надлежит реформировать в следующих областях: системы оплаты труда и стимулирования работников; системы обучения, повышения квалификации и развития персонала; методы отбора и найма работников; формы аттестации и оценки выполнения обязанностей;
Идеология, мораль и нравственность. Вопросам идеологии в различных ее аспектах традиционно придавалось и по-прежнему уделяется огромное внимание в литературе и научных исследованиях. При этом термин «идеология» по множественности и неоднозначности самых различных (вплоть до противоположных) интерпретаций и толкований может вполне сравниться с термином «культура». Д. Милль, К. Маркс, О. Конт, К. Манхейм, Г. Спенсер, М. Вебер и многие другие выдающиеся мыслители занимались вопросами идеологии в контексте познания социальной и психологической действительности и с точки зрения развития знания как такового (идеология знания, науки и т.п.). На сегодняшний день в изучении идеологии превалирует акцент на анализ функциональных особенностей и проявлений идеологии в обществе. В центре внимания исследователей стоит вопрос: не что такое идеология, а как (в каком виде, форме) и зачем (во имя чего, благодаря чему) она проявляет себя.