Пути совершенствования управления персоналом для развития деятельности в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №18 «Сказка» города Зеленогорска
Очень важным в методической работе, на наш взгляд, является психологическое сопровождение педагога в инновационном образовательном учреждении.
Развитие готовности к инновационной деятельности, без которых невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни, - это и есть подлинная задача практического психолога образовательного учреждения в его работе. Педагогу в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов.
Инновации, как правило, приводят к изменениям психологического состояния участников образовательного процесса, влияют на степень их уверенности в своих силах.
Таким образом, целью психолого-педагогического сопровождения педагога является обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической готовности педагога к инновационной деятельности, важной задачей психолога становится содействие в создании условий для того, чтобы педагоги захотели что-либо поменять в своей работе.
Поэтому для эффективного сопровождения психологом самосовершенствования педагогов необходимо решить двуединую задачу:
Создать необходимые мотивационные условия повседневной профессиональной деятельности, которые будут побуждать членов педагогического коллектива к самосовершенствованию и тем самым формировать готовность к инновационной педагогической деятельности;
Формировать (воспитывать) у членов педагогического коллектива соответствующие потребности и мотивы.
Специфика индивидуального подхода к сопровождению педагога в его инновационной деятельности заключается в адресной помощи, оказываемой психологом каждому педагогу, тесное сотрудничество администрации ДОУ и ее психологической службы, активная позиция психолога детского сада в процессе создания условий для саморазвития личности воспитателя и предотвращения наступления у него эмоционального выгорания.
Задачи психологической службы при сопровождении инноваций в образовательном учреждении:
задача управления инновационными социально-психологическими рисками (преодоление инновационных барьеров, развитие инновационного потенциала педагогических коллективов, управленческое консультирование руководителей инновационных ОУ);
задача психологической экспертизы инновационных проектов, программ, технологий, дидактических средств на предмет их психологической безопасности и целесообразности;
задачи активного участия в подготовке инновационных проектов различного масштаба и в проектировании индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Содержание деятельности психолога по сопровождению инновационной деятельности в ОУ предполагает:
1. Психологическая экспертиза кадрового потенциала (разработка процедур психологического анализа, оценка профессиональной компетентности, готовности к инновационной деятельности, потенциала их становления).
2. Психологическая оценка целесообразности содержания инновационной деятельности с учетом особенностей субъектов образовательного процесса (коллектив педагогов, детей).
. Выявление мотивов участников инновационной деятельности на начальном этапе.
. Участие в планировании программ профессионального совершенствования педагогов.
. Прогнозирование результата с позиции психологического аспекта.
Психолог в рамках инновационной деятельности обеспечивает:
. Сопровождение реализации инновационных программ:
приобретение психологических знаний и овладение адекватными приемами деятельности;
формирование психологических установок педагогов (в их числе - установка на личностное совершенствование педагога, на работу над собой);