Пути совершенствования управления персоналом для развития деятельности в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №18 «Сказка» города Зеленогорска
- были рассмотрены теоретические и методологические основы системы управления персоналом и развития инновационной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении;
был проведён анализ инновационной деятельности и развития персонала МДОУ «Детский сад комбинированного вида №18 «Сказка» города Зеленогорска;
был предложен ряд рекомендаций, направленных на повышение эффективности управления персоналом для развития инновационной деятельности.
В результате проведенного анализа системы управления персоналом в дошкольном образовательном учреждении были выявлены следующие проблемы:
1. несовершенство методической службы ДОУ;
2. несовершенство системы управления персоналом в дошкольном учреждении;
3. отсутствие нормативно-правовой базы для развития инновационной деятельности.
С целью совершенствования системы управления был предложен ряд мероприятий, среди которых:
. реорганизация системы управления персоналом в ДОУ;
. совершенствование работы методической службы в ДОУ;
. создание службы психологического сопровождения педагогов, занимающихся инновационной деятельностью;
. создание нормативно-правовой базы, регламентирующей развитие инновационной деятельности в дошкольном учреждении;
. совершенствование системы мотивации персонала;
. обучение педагогов, не имеющих специального дошкольного образования, на курсах переподготовки.
Для эффективного и рационального руководства современным дошкольным образовательным учреждением менеджер образования - заведующий, директор, руководитель должен овладеть основами управления, разобраться в современных эффективных стратегиях и методах управления ДОУ, технологиях работы с коллективом, основанных на позитивном конструктивном подходе и лидерских функциях руководителя.
Нужно отметить, что в современной образовательной ситуации актуализировано противоречие между потребностью в новой теории управления развитием персонала образовательного учреждения и сохраняющейся практической установкой на управление кадрами.
Таким образом, можно сделать вывод, что в дошкольном образовательном учреждении целесообразно проводить целенаправленную кадровую политику по всем направлениям работы с персоналом. Это должно делаться с учетом специфики дошкольного образовательного учреждения, с проведением адаптации традиционных методов управления персоналом к ее условиям.
Однако для данной работы на настоящее время в большинстве ДОУ отсутствуют кадровые и финансовые ресурсы, а также осознание ее важности руководством.
Практическая значимость данной работы видится в возможности применения её руководителями муниципальных дошкольных образовательных учреждений, переходящих из режима стабильного положительного функционирования на путь целенаправленного инновационного развития. Предложенные рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом апробируются в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №18 «Сказка» г. Зеленогорска.
Приложение №1
Карта профессионального мастерства педагога
Показатели |
Содержание показателей (критерии) |
При поступлении |
2010 г |
2011 г |
профессиональное мастерство |
Знания - знание законов развития ребенка и технологий взаимодействия с ним; - знание анатомо-физиологических и психологических особенностей дошкольников, основ гигиены; - знание методов определения уровней воспитанности детей, методов определения информированности, навыков и умений: познавательных, речевых, практических; - знание требований государственного образовательного стандарта; - знание сущности воспитания детей дошкольного возраста, его общих и конкретных целей, задач, организационных форм, методов, приемов; - знание современных концепций воспитания и новых педагогических технологий; - знание сущности процесса развивающего обучения; - знание основ проблемного обучения; - знание особенностей содержания, представленного в современных образовательных программах; - знание психологических основ обучения и воспитания дошкольников; - знание основ преемственности между д/с и школой; - знание требований к результатам образования и воспитания детей перед выпуском в школу; - знание частных методик развития детей; - знание содержания регионального образовательного компонента стандарта; - знание форм и методов планирования в-о процесса; - знание методики коррекционной работы; - знание задач, содержания и методов работы с семьей | |||
Педаго-гичес-кие умения |
Материнская функция - осознает социальную значимость своей профессии; - несет ответственность за жизнь ребенка, обеспечивает охрану его физ. и псих. здоровья; - проявляет заботу о детях; - демонстрирует подлинный интерес и удовольствие от общения с детьми; - согласует свою работу с мед. персоналом, психологом, напарником, родителями; - создает в группе уютную, сходную с домашней обстановку, поддерживает порядок; - создает психологически комфортную для детей обстановку; - обеспечивает позитивное взаимодействие с детьми; - обеспечивает условия для выбора видов деятельности, материалов, игрушек. | |||
Обучающая функция - учитывает поло-ролевые различия детей; - использует в практической работе развивающие программы нового поколения; - конкретизирует цели образовательной работы, содержание знаний и умений в соответствии с этапами образовательной работы и возможностями детей, темпом их продвижения; - отбирает формы, методы и приемы обучения в соответствии с задачами, содержанием, этапом освоения знаний и умений; - ориентируется на интересы детей; - строит педагогический процесс на основе диагностики освоения программы; - самостоятельно проектирует процесс обучения; -создает условия для самостоятельного познания детьми окружающего мира; - обеспечивает связь занятий с опытом детей, приобретенным самостоятельно; - использует современные технологии обучения, направленные на активизацию познавательной деятельности (элементы проблемного обучения, наблюдения, моделирование, ТРИЗ и др.); - реализует индивидуальный подход в обучении детей; - владеет способами оценки детской деятельности; - владеет методикой поиска информации, умеет ее интерпретировать. | ||||
Воспитывающая и развивающая функция - отбирает содержание, формы и методы работы, обеспечивающие развитие личности: самостоятельности, ответственности, активности, самоорганизации и самоуправления; - обеспечивает социальное взаимодействие между детьми и взрослыми; - строит педагогический процесс в соответствии с уровнем личностного развития; - чутко реагирует на особенности развития детей. | ||||
Организационно-педагогическая функция - владеет способами организации педагогического процесса в 3-х основных блоках: организованного обучения, совместной с детьми и самостоятельной деятельности детей; - владеет фронтальными, подгрупповыми и индивидуальными формами организации детей; - умеет создавать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества; - создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения; - умеет ставить все более сложные задачи и поддерживает желание преодолевать трудности. | ||||
Планово-прогностическая функция: - умеет соотносить и координировать собственное планирование с общими программами развития и планами ДОУ; - умеет точно сформулировать цели и систему задач воспитательно-образовательной работы; - умеет отбирать формы, методы и приемы в соответствии с задачами и возрастными возможностями детей; - умеет осуществлять внутри - и межпредметные связи в педагогическом процессе; - умеет планировать индивидуальную работу с детьми. | ||||
Коммуникативная функция -умеет находить общий язык с детьми, коллегами, родителями; - умеет находить индивидуальный подход к детям и другим людям; - умеет находить правильный тон в любых обстоятельствах; - умеет располагать к себе других людей | ||||
Диагностическая функция - владеет методами педагогической диагностики; - использует результаты ПМПК д/с в определении задач, содержания и организационных форм работы с детьми. | ||||
Исследовательская функция - ориентируется в научно-педагогической литературе по вопросам воспитания, обучения и развития детей; - выделяет проблему, ее актуальность, цели, задачи и гипотезу исследования, методику экспериментальной работы и ее результаты; - разрабатывает или отбирает из существующих адекватную задачам исследования методику диагностики; - анализирует ее результаты; - внедряет результаты научных исследований и передовой практики. | ||||
Аналитическая функция - умеет определять степень достижения поставленных целей на основе критериев оценки знаний, умений, навыков, отношения к окружающему миру и поведению детей; - умеет устанавливать причины слабости педагогических воздействий, недостатки в своей деятельности; - умеет на основе анализа ставить новые цели и задачи собственной деятельности. | ||||
Коррекционная функция - умеет строить педагогический процесс с учетом результатов системной диагностики; - умеет разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка; - умеет управлять поведением и активностью детей. | ||||
Гностическая функция - умеет строить программу своего профессионального совершенствования и самообразования; - умеет анализировать, оценивать и корректировать свою деятельность; - умеет сопоставлять свой опыт с достижениями науки; - умеет предвидеть последствия своих действий; - умеет прогнозировать развитие тех или иных качеств ребенка. | ||||
Личностные качества |
- потребность работать с детьми, общаться с ними; - разумная любовь и привязанность к детям; - неутомимость в работе; - интерес к познанию детей; - эмоциональная устойчивость; - креативность; - педагогическая рефлексия; - способность к сопереживанию (эмпатийность) |