Анализ конкурентоспособности продукции и предприятия ООО «ТермопластСервис»
Рисунок 2.2 - Пять движущих сил конкуренции по М.Портеру
На рисунке 2.2 представлены все пять движущих сил М.Портера: конкуренция среди существующих фирм, товары-заменители, угроза появления на рынке новых компаний, поставщики и покупатели. Исходя из этого, можно распределить перечисленные выше силы по степени доминирования для исследуемого предприятия (респондентом выступал руководитель предприятия).
Наиболее важной и влияющей силой отраслевой конкуренции для ООО «ТермопластСервис» является рыночная власть потребителей (45% влияния). Следующей за ней по значимости идет - конкуренция среди существующих фирм (27% влияния). Третьей по значимости оказалась сила поставщиков (20% влияния). Остальные две силы, хотя имеют влияние на конкуренцию, в рассматриваемой отрасли, но по сравнению с перечисленными выше двумя не значительное (8%).
Следовательно, основная стратегия маркетинга для предприятия ООО «ТермопластСервис» - борьба за потребителя.
Для более полного представления о деятельности предприятия и его положения на рынке производимых товаров необходимо провести SWOT-анализ (см. таблицу 2.6).
Данный анализ подразумевает анализ внутренней среды компании, а также выявления возможностей и опасностей для компании со стороны рынка. На основе данного анализа можно выработать стратегии дальнейшего поведения для преодоления опасностей и усиления сильных сторон предприятия.
Таблица 2.6 - SWOT - анализ ООО «ТермопластСервис»
Сильные стороны предприятия: - высокое качество; производимых товаров; - широкий ассортимент производимой продукции; -низкая себестоимость продукции. |
Слабые стороны предприятия: -отсутствие финансирования со стороны инвесторов; -слабо развит отдел маркетинга. | |
Возможности рынка - рост оптовых и мелкооптовых посредников; |
-следование выбранной стратегии и удержание конкурентных преимуществ. |
-совершенствование системы маркетинга |
Опасности рынка: - нарастающая конкуренция среди существующих производителей; -экономическая нестабильность в стране. |
- введение новых конкурентных преимуществ и поддержание старых. |
Учитывая данные SWOT-анализа можно сделать вывод, что для достижения своих целей компании необходимо в первую очередь использовать возможности сильных сторон, а также, что увеличение финансирования маркетинговых программ позволит совершенствовать управление в таких направлениях как:
разработка новых услуг и товаров;
анализ продвижения услуг;
прогнозирование;
позиционирование.
Далее автор предлагает проанализировать деятельность ООО «ТермопластСервис» используя графический метод оценки конкурентоспособности - многоугольник конкурентоспособности, о котором было подробно изложено в разделе 1.2 данного проекта.
Напомним, что многоугольник конкурентоспособности представляет собой графическое соединение оценок положения предприятия и конкурентов по наиболее значимым направлениям деятельности и позволяет сравнить возможности предприятий (см. рисунок 2.3). Оценки положения исследуемого предприятия и конкурента предложил руководитель предприятия исходя их десятибалльной системы. Накладывая один многоугольник на другой, можно выявить сильные и слабые стороны предприятий относительно друг друга.
Рисунок 2.3 - Многоугольник конкурентоспособности для ООО «ТермопластСервис"
Преимущество исследуемого предприятия над конкурентом, согласно рисунку 2.3, заключается в следующих критериях:
ценовая политика;
используемое оборудование.
Такие критерии как, качество, широта выпускаемого ассортимента и сбыт продукции отражены в равнозначной степени.
Согласно полученной диаграмме ООО «ТермопластСервис» уступает по следующим показателям:
по условиям поставок продукции;
по виду оплаты отпускаемой продукции.
Соответственно для улучшения конкурентоспособности исследуемого предприятия необходимо сравнять либо обрести преимущество по этим показателям.
Проведем более детальный бальный сравнительный анализ (по пятибалльной шкале) показателей ведущих конкурентов ООО «ТермопластСервис» (см. таблицу 2.7).
Баллы проставлены руководителем предприятия по следующим критериям: 1 балл - очень низкое, 2 балла - низкое, 3 балла - среднее, 4 балла - высокое, 5 баллов - очень высокое.