Особенности моделей структурной модернизации российских энергетических корпораций
Для современной энергетики России структурная и функциональная модернизация системы управления предприятий крупных предприятий стала высокоэффективным рыночным инструментом повышения конкурентоспособности предприятий и рассматривается как совокупность информационных мероприятий по комплексному приведению условий функционирования компании в соответствие с изменяющимися условиями рынка и выработанной стратегией ее развития. При этом процесс структурной модернизации включает в себя:
· совершенствование информационной структуры и функций управления;
· преодоление отставания в технологических аспектах информационных систем и процессов;
· совершенствование финансирования информатизации;
· достижение на этой основе:
· повышения эффективности управления;
· конкурентоспособности продукции и услуг;
· роста производительности труда;
· снижения издержек производства;
· улучшения финансово - экономических результатов деятельности.
Функционирование и развитие хозяйствующих субъектов сопровождается усложнением бизнес-процессов, в результате чего происходит изменение состава и структуры информационных потоков, что определяет необходимость внедрения адаптированых информационных систем, функциональные элементы которых обеспечивают подразделениями организационной структуры необходимым набором данных для реализации управленческих функций и осуществляют эффективный коммуникативный обмен между ними. Базы данных, компьютерные сети, информационно-аналитические системы, системы мониторинга, технические средства информационно-коммуникативного обмена, объединенные в рамках организационно-информационной системы, позволяют реализовать комплексный подход при проектировании таких систем для обеспечения целостности организационной структуры управления.
Особенности многоуровневых компаний, которые заключаются в территориальной удаленности подразделений, диверсифицированности видов деятельности, наличии нескольких иерархических уровней управления, определяют необходимость взаимосвязанности и взаимообусловленности информационной и организационной подсистем компании, обеспечивающих оптимальное сочетание и использование организационных, информационных и других видов ресурсов, для эффективной реализации бизнес-процессов компании [7].
В отличие от крупного мирового энергетического бизнеса, имеющего устоявшиеся информационные системы управления, российские компании еще не завершили процесс их создания. Существующие в настоящее время информационные системы российских энергетических электроэнергетических корпораций формировались поэтапно и до сих пор представляют собой, хотя и очень продвинутые, технически хорошо обеспеченные, но «сборные» системы, запускавшиеся поэтапно.
На первых этапах развития основная часть средств ИТ-бюджетов расходовалась на закупку современной техники, поскольку большинство российских предприятий, изначально вошедших в состав холдингов, были довольно старыми производствами с относительно низким уровнем автоматизации и пользовались разнородными программно-аппаратными и техническими средствами. Что касается внедрения корпоративной информационной системы, то предпочтительным считался модульный подход. Как правило, в первую очередь целью была автоматизация бухгалтерского и налогового учета, кадрового учета, расчета заработной платы и т. п. Следующими шагами была реализация таких блоков, как «производство + финансы в производственных подразделениях», «сбыт + финансы в сбытовых подразделениях», «финансы электроэнергетической корпорации в целом». К сегодняшнему дню эти ресурсоемкие задачи в энергетических электроэнергетических корпорациях в целом решены, разнородность программно-технических средств, используемых разными подразделениями, существенно снизилась, но данная проблема по-прежнему актуальна.
Важным результатом первых этапов стало то, что руководство электроэнергетических корпораций получило довольно объемное представление о проблемах освоения информационных технологий и возможностях корпоративных информационных систем последнего поколения. ИТ-подразделения электроэнергетических корпораций перешли из положения «обслуживающей» структуры второго эшелона в разряд стратегических подразделений, деятельность которых оказывает существенное влияние на конкурентоспособность холдинга.
Изменилось и отношение к информационным системам. В основном сформировалось понимание, что речь должна идти именно о системе - о комплексной автоматизации не только производственно-финансовой деятельности компании, но и всех бизнес-процессов на разных иерархических уровнях и территориях. Иными словами, при выходе на уровень такого объекта, как холдинг, инструментами автоматизации должны быть не модули (ограниченные рамками решаемых ими задач), а данные и способы доступа к ним и их обработки. Соответственно, фокус сместился к интеграционным решениям (порталы, технологии обмена данными). Кроме того, эффективность их использования в значительной степени зависит от человеческого фактора, поэтому все больше внимания уделяется обучению сотрудников всех уровней.