Особенности моделей структурной модернизации российских энергетических корпораций
Резко упал спрос на «массовые» технологии, не адаптированные к задачам конкретного холдинга. В настоящее время от поставщика корпоративных решений требуется законченное решение, отвечающее не просто отраслевой специфике, а бизнес-задачам конкретного заказчика. Это обусловлено как особенностями самих холдинговых структур (информационные потоки в холдинге характеризуются высокой интенсивностью и при этом могут нести разную смысловую нагрузку в зависимости от контекста), так и спецификой КИС (можно реализовать все формально необходимые для пользователей функции, но ИТ-решение, не привязанное к конкретному контексту, оказывается неэффективным). Готовое отраслевое решение и вертикальная экспертиза консалтинговой компании, по мнению большинства экспертов, - это оптимальный способ снизить риски проекта, повысить эффективность внедрения и отдачу от использования информационной системы [101].
В настоящее время на рынке системной интеграции энергетических компаний складывается интересная ситуация. С одной стороны, многие из этих компаний активно занимаются созданием систем технологического управления (АСУ ТП), телемеханики и связи (СТМиС), автоматизированных информационно-измерительной систем учета энергоресурсов (АИИС КУЭ), мониторинга и диагностики, диспетчерского управления. С другой стороны, основные игроки инициируют большое количество проектов по внедрению систем корпоративного управления, таких как ERP/EAM, ТОиР, бюджетирования и управления закупками и других.
Поскольку перечисленные выше две группы процессов протекают, за редким исключением, независимо друг от друга, возникает информационный и функциональный разрыв: контуры корпоративного и технологического управления оказываются разорванными, и обмен информацией практически не осуществляется. Без этого, в свою очередь, невозможно решить ряд важных проблем, которые встают перед компаниями ТЭК. К их числу относятся контроль производственных процессов, расчет ключевых производственных показателей, организация ремонтов и техническое обслуживание по состоянию, и многие другие.
Существуют разные способы устранить данный разрыв, но наиболее перспективным в долгосрочной перспективе представляется создание единого информационного пространства для систем корпоративного и технологического управления компании. Эта концепция способна решить две основные задачи: во-первых, помочь в организации эффективного обмена информацией между приложениями разных уровней и, помимо этого, в реализации приложений на стыке двух уровней, а во-вторых, значительно повысить гибкость корпоративной системы предприятия в целом, так как появляется возможность заменять или обновлять отдельные приложения, не влияя на функционирование остальных компонентов.
На сегодняшний день имеется множество подходов к интеграции информационных систем корпоративного управления, а также разработан ряд промышленных стандартов для унификации обмена информацией. Это относится как к протоколам и форматам данных для обмена технологической информацией, так и к интеграции бизнес-приложений. Правда, в последнее время наметилась тенденция применения модельно-ориентированного подхода. В первую очередь, это стандарты МЭК серий 61850 и 61970/61968. В указанных стандартах органично реализуется идея общей информационной модели (Common Information Model, или CIM). Необходимо отметить и широкое распространение стандарта OPC, в том числе его современного варианта - OPC Unified Architecture (OPC-UA). Наряду с подобным корпоративным стандартом может быть и отсутствие какого-либо стандарта, например, при обмене технологической информацией с низкоуровневыми системами автоматизации. В этом случае часто применяются специализированные решения для организации центров сбора и обработки технологической информации.
При создании единого информационного пространства, безусловно, необходимо отметить множество современных высококлассных продуктов от различных мировых производителей. Каждое из этих ПО применимо для достижения определенных целей. В такой ситуации на первый план выходит наличие квалифицированных специалистов, способных качественно проанализировать задачи, стоящие перед заказчиком, и подобрать оптимальное по цене и гарантированно работоспособное решение. Здесь не обойтись без грамотного выбора между различными ИТ-продуктами, без тестовых стендов для их отработки и накопления опыта инженерами, без обучения, пилотных проектов и тесного взаимодействия с производителями оборудования и ПО - всего, что мы считаем гарантией успешной реализации проекта.
Таким образом, предприятиям энергетического комплекса, переживающим период кардинальных изменений при переходе на конкурентные условия существования, необходимо совершенствование ИТ-инфраструктуры с целью налаживания согласованной работы всех бизнес-процессов. В первую очередь для этого требуется создание единого информационного пространства - как залога дальнейшего успешного развития общекорпоративной системы управления [62].