Особенности моделей структурной модернизации российских энергетических корпораций
Существующая система управления не позволяет вырабатывать управленческие решения по всем направлениям хозяйственной деятельности компаний. Поэтому в монографии предлагается наиболее полное решение для системного управления электроэнергетической отраслью.
В условиях дезинтеграции механизмов отраслевого управления электроэнергетикой необходимо формирование и реализация комплексного организационно-управленческого подхода к обеспечению устойчивости функционирования и развития электроэнергетических компаний, что требует принятия комплекса мер:
· организация централизованного контроля за финансовыми потоками дочерних и зависимых обществ (на базе управляющей компании);
· создание единого информационного пространства и достоверной информационной базы, содержащей совокупность производственно-технологических и финансово-экономических параметров энергокомпании (информационная прозрачность и доступность для потенциальных государственных органов и корпоративных структур);
· создание единой эффективной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры: единого центра информатизации, информационно-аналитического подразделения и т.п.;
· введение эффективной системы бюджетирования на основе консолидации информационных ресурсов и введения единых принципов и методов управленческого учета и отчетности (переход на МСФО), автоматизация бюджетных процессов.
Информационная обеспеченность процессов принятия управленческих решений, способность системы управления снижать отрицательные воздействия внешней среды, встроенность в организационную структуру становятся определяющими критериями эффективности использования средств работы с информационным ресурсом в процессе управления. Одним из главных свойств современных информационных систем является высокая адаптивность к изменяющимся условиям среды функционирования, поэтому организационно-информационная система электроэнергетической компании, интегрируя положительные особенности информационных систем, комплекс информационно-технических решений, элементы организационной структуры будет способствует достижению стратегической устойчивости и конкурентоспособности [7].
Проведенный анализ показал, что в настоящее время информационные технологии в компаниях российской энергетики выполняют ограниченные операционные функции. Так, по результату анализа информационных процессов, сервисов и инфраструктуры, проведенного в одной из крупнейших ТГК, наибольшее количество покрытых информ - компонент находится на уровне «Операционная деятельность», что говорит о достаточно высоком уровне автоматизации ручных и рутинных операций, например, по сбору и регистрации первичной информации финансово-хозяйственной деятельности. В тоже время уровень «Стратегическое руководство» покрыт минимальным количеством информ - систем в силу слабой формализации процессов на данном уровне и отсутствия достоверных данных для поддержки принятия решений стратегического уровня. Ограниченная и периодическая вовлеченность в процесс реализации информ - инициатив высших руководителей компаний, в зоне ответственности которых находятся компоненты указанного уровня, существенно снижает ценность информационных решений.
Как правило, максимальное покрытие информ - системами приходится на ряд финансовых и производственных компетенций, что говорит об автоматизации бизнес-процессов, требующих точного учета и длительного хранения исторических данных. Однако, наличие большого количества конкурирующих систем на уровне «Операционная деятельность» (наиболее ярко это выражено в финансовых и производственных компетенциях) ведет к снижению эффекта от автоматизации этих компонент.
Уникальность, многообразие и специфичность информации в «Производственной компетенции» является причиной недостаточного ее покрытия информационными системами. Собственные наработки в производственной компетенции представляют собой как правило лоскутную информатизацию технологического процесса (в основном часть АСУ ТП, часть АИИСКУЭ), и по своей сути представляют системы регистрации контрольных и технологических параметров. При этом, процессы производственного планирования, контроля и мониторинга производственных процессов недостаточно формализованы и автоматизированы.
Большой объем учетных и контролируемых данных, а также рутинный процесс формализации этих данных является основным фактором препятствия внедрению современной, отвечающей специфике бизнеса, комплексной информационной системы по поддержке процессов управления, что, в свою очередь, не способствует построению эффективной системы обеспечения надежности и предупреждения рисков.
В настоящее время ни в одной из крупнейших российских энергетических компаний не функционирует единая корпоративная система, полностью покрывающая и интегрирующая большинство ключевых в энергетической отрасли (продажи, ТОРО, МТС, финансы/бухгалтерия, управление рисками) бизнес-процессов и обеспечивающая целостность и прозрачность информационного пространства энергетической компании. Так, наличие трех основных транзакционных систем, используемых в большинстве российских энергетических компаний (1С, Капитал, SAP) объясняется как правило географической удаленностью и исторически сложившимся фактором различных векторов развития информационных технологий в компаниях, недавно вошедших в ТГК и ОГК в результате реформы РАО «ЕЭС России». Отсутствие комплексных решений, разрыв интеграционных (информационных) связей и, как следствие, неравнозначная компетенция информационных служб снижает потенциальную ценность внедрения этих систем.