Особенности моделей структурной модернизации российских энергетических корпораций
Внедрение информационных систем в российской электроэнергетике сопровождается информатизацией преимущественно нескольких основных бизнес-процессов:
· производство и торговля на оптовом рынке электроэнергии;
· планирование производства электроэнергии и загрузки топливом;
· проектирование, строительство и ремонт основного оборудования;
· контроль надежности.
Одновременно информатизации подвергаются управленческие процессы бухгалтерского и оперативного учетов, управления персоналом, информационного, производственного и бизнес планирования, бюджетирования. Скорость информатизации управленческих процессов зависит от политики руководства энергетических компаний, объема имеющихся финансовых средств и качества самой информационной системы. Последнее очень важно при выборе поставщика программного обеспечения, поскольку внедрение неадаптированного к нуждам электроэнергетики продукта чревато увеличением риска сбоев работы и снижением безопасности работы оборудования, и, как следствие, надежности поставки энергии. Кроме этих существует также проблема учета оплаты за поставленную электроэнергию и проблема введения в информационную систему данных показаний счетчиков потребителей.
Тем не менее, российские энергетические компании постепенно стремятся замыкать все основные и вспомогательные бизнес-процессы в единую информационную систему. Внедрение отдельных модулей способно отчасти решить проблему информированности. Но если все бизнес-процессы и соответствующий им документооборот не замкнуты в единый информационный контур, ИТ система на определенных этапах начинает давать сбои из-за задержек в поступлении информации.
В условиях продолжающееся реформы российской электроэнергетики энергетическим предприятиям предстоит научиться торговать энергией и мощностью, что означает необходимость обеспечения лучшей управляемости и прозрачности. Необходимость решения первой задачи влечет за собой существенную перестройку в инфраструктуре - обновление и строительство активов, развитие телеинформации и телесигнализации, модернизацию каналов связи, АИИСКУЭ и сбытовых систем. В этой области информационные технологии занимают значительную долю, но вряд ли являются решающими. Вторая задача более требовательна к ИТ: ее решение подразумевает переход на международные стандарты учета (МФСО), обеспечение эффективных схем управления и принятия решений, и требует внедрения комплексных ERP систем. Обе эти задачи наряду с производственными потребностями обуславливают необходимость в организации современных центров хранения, интеграции и обработки данных.
Значительное влияние на ИТ - проекты в энергетике также оказывает тот факт, что отрасль сейчас находится на переходном этапе - законодательная база все еще находится в стадии трансформации. Тем не менее, темпы развития российской энергетики в целом и ИТ как одной из ее составляющих будут непрерывно расти. Определяется это стремлением энергетических компаний извлечь максимум прибыли из деятельности на оптовом рынке электроэнергии и мощности. Для этого необходимы ИТ системы, позволяющие прогнозировать состояние производства, данные по текущей выработке и резервным мощностям. Кроме того, для компаний энергетической отрасли необходимы современные системы мониторинга и диагностики, автоматизированные системы управления технологическими процессами, приложения по управлению фондами и активами компаний, комплексные АСДТУ, системы управления рисками и другие.
Поэтому, в ближайшем будущем внедрение ИТ в электроэнергетических компаниях будет продиктовано необходимостью повышения фондоотдачи эксплуатируемого оборудования, что приведет к необходимости внедрения систем коммерческого учета поставляемого тепла и в целом энергоресурсов, в то время как сбытовые компании будут внедрять системы расчетов с потребителями, комплексного учета. Следующий шаг к повышению эффективности - внедрение комплексных АСДТУ уровня компаний для управления ключевыми показателями эффективности производства и распределения электроэнергии и контроля надежности.
Поэтому одним из перспективных направлений в энергетике является создание комплексных автоматизированных систем управления, поддерживающих идеологию обеспечения сбора и интеграции данных технологического процесса с помощью баз данных реального времени, формирования информационной модели объекта управления, решения задач контроля, анализа, управления энергетическим оборудованием на основе этой модели. Следующим шагом в этом направлении может стать создание аналитических прогнозных центров, выполняющих функции удаленного диагностирования состояния энергетического оборудования, оптимизации технологических процессов и предотвращения аварийных ситуаций [86].