Особенности моделей структурной модернизации российских энергетических корпораций
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в своем текущем состоянии информационных технологий в большинстве энергетических компаний России развиваются, главным образом, экстенсивно и не согласованно друг с другом. Различная структура затрат компаний на информационные технологии, вошедших в ТГК и ОГК, также отражает различия в приоритетах развития информационных технологий.
Таким образом, исходя из анализа существующего состояния информационных технологий, а также требуемого целевого состояния информационных технологий, можно сделать вывод о том, что в настоящее время информационные технологии в российских компаниях энергетики оказывает недостаточное влияние на эффективность управления. Что, в свою очередь, в условиях ведущейся трансформации отрасли ведет к замедлению развития.
Энергетика представляет собой уникальную отрасль, основной чертой которой является внутренняя связанность предприятий отрасли. Компании отрасли являются в большей мере узлами единой инфраструктуры. Интенсивное реформирование энергетики на глобальном и локальном уровнях открывает новые возможности. При этом фактор модернизации информационных систем - один из важнейших.
Можно выделить 10 основных трендов модернизации информационных систем в энергетике:
· Ориентация поставщиков информационных технологий на формирование добавленной стоимости для клиентов;
· Системы анализа и принятия решений (Business intelligence);
· Сервисно - Ориентированная Архитектура (СОА);
· Web сервисы и Web 2.0;
· Мобильные технологии;
· Предоставление бизнес приложений как сервисов (Software as a Service);
· Инфраструктура интеллектуальных счетчиков (Advanced Metering Infrastructure);
· Единое управление информацией в масштабах всего предприятия (Enterprise Information Management);
· Конвергенция ИТ и операционных технологий;
· Управление предприятием в реальном масштабе времени.
В ближайшие 5 - 7 лет можно ожидать, что интегрированное, двухстороннее (от рынка через производителя энергии к потребителю и обратно) управление энергией и информацией по всей цепочке создания стоимости «Генерация - Трейдинг - Ритейл», широкое распространение технологий интеллектуальных счетчиков AMI (Smart metering) и технология Network Automation (Управление энергией через сети) приведут к изменению цепочки создания стоимости в энергетике. Традиционная цепочка создания стоимости в энергетике структурирована вокруг управления потоком энергии. В «интеллектуальной» (Network Automation) цепочке управление информацией о поставляемой и приобретаемой энергии приобретает главное значение, благодаря чему потребители посредством применения элементов сетевых и коммуникационных технологий (например, доступ к информации о тарифах, альтернативных сбытах, о цене на электроэнергию в реальном режиме времени, позволяющий потребителям включать собственные источники генерации в моменты пиковых цен на рынке) могут оказывать определенное влияние на энергокомпании.
В тоже время, потребители готовы к большему контролю за энергоснабжением, но ограничены «барьерами» (доступность технологий, ограниченность в выборе провайдеров и так далее). Прогноз ближайших 5 - 7 лет заключается в том, что наличие и широкое применение всех элементов сетевых и коммуникационных технологий (доступ к информации о текущем состоянии рынка и прогноз его движения, возможность осуществления локальной генерации и аккумуляции энергии, возможность продажи на рынок части локально сгенерированной энергии и так далее) позволит потребителям стать активными участниками традиционных («физических») и новых («виртуальных») энергетических рынков.
Проекты по созданию интегрированных ИТ решений для крупнейших мировых энергетических компаний - ответ крупнейших мировых поставщиков ИТ решений на требования заказчиков. В тоже время, проекты по созданию интегрированных ИТ решений и сервисов на всех уровнях управления, в том числе, и на уровне управления ИТ в крупнейших мировых энергетических компаниях - ответ энергетических компаний на вызовы времени.
Большинство мировых ведущих энергетических компаний уже используют интегрированные ИТ решения (SAP, Oracle и других поставщиков). В тоже время, предприятия российской энергетической отрасли пока придерживаются стратегии «точечного» использования ИТ, внедряя отдельные элементы информационных систем и технологий, чтобы решить наиболее критичные проблемы учета и управления.
Особенностью энергетической отрасли является большая доля основных средств в активе компаний. Поэтому одна из самых крупных статей в затратах российских энергетических компаний - расходы на ремонт и на материально техническое снабжение. В этой связи большинство энергетических компаний придерживаются функциональной стратегии информатизации, то есть, в первую очередь внедряют отдельные элементы информационных систем, чтобы формализовать решение наиболее острых учетных проблем. В первую очередь внедряется модули учета имеющегося оборудования, закупки нового, наработки и сроков между ремонтами.