Структурные особенности и принципы реформирования системы ЖКХ
Развитие рынка жилищно-коммунальных услуг зависит от уровня социально-экономического развития территории и эффективности муниципального управления. Одной из особенностей рынка жилищно-коммунальных услуг является то, что он включает в себя и предприятия, являющиеся субъектами естественной монополии, и те, которые могут эффективно функционировать в конкурентных условиях. Во многом это зависит от технологических особенностей производства жилищно-коммунальной услуги и специфических условий формирования инженерной системы муниципальных территорий. Другой особенностью рынка жилищно-коммунальных услуг является его первоочередная востребованность по удовлетворению наиболее насущных потребностей человека. Жилищно-коммунальные услуги отнесены к социально-значимым услугам и являются основой жизнеобеспечения муниципального образования.
Современной спецификой рынка жилищно-коммунальных услуг является то, что с развитием техники и технологии население имеет возможность контролировать объем и качество широкого спектра предоставляемых услуг, торговаться по цене и даже отказаться от их потребления, что было невозможно в предшествующее время. Развитие рынка жилищно-коммунальных услуг возможно лишь за счет расширения платежеспособного спроса населения. Это реализуется посредством увеличения уровня доходов населения за счет роста заработной платы и пенсий, опережающего рост цен и тарифов, а также за счет эффективных механизмов перераспределения доходов в обществе.
Проблемы сферы ЖКХ муниципальных образований могут носить как местный характер, быть связанными с конкретными муниципальными образованиями, так и глобальный характер - общие для всех муниципальных образований страны. Множество социально-экономических, политических и других проблем управления ЖКХ муниципального образования сегодня приходится решать местным органам власти самостоятельно. Решение этих проблем возможно только в условиях стабильно функционирующей и развивающейся экономики муниципального образования. От того, как работают предприятия ЖКХ, как функционирует малый коммерциализация в этой отрасли, каков инвестиционный климат, сложившийся на территории муниципального образования, какими ресурсами она обладает во многом зависит решение социально-экономических проблем благосостояния населения муниципального образования.
Стратегия реформы ЖКХ на муниципальном уровне обуславливает установление и обеспечение исполнения четких и прозрачных «правил игры» в организации функционирования жилищно-коммунального хозяйства и финансировании. Предприниматели могут привнести в жилищно-коммунальное хозяйство два столь необходимых ему элемента: новые технологии менеджмента и инвестиции.
Сущность муниципального управления проявляется в его функциях. Функции управления могут быть разделены на общие, которые присущи всем уровням управления, и частные, которые учитывают особенности конкретного уровня управления, особенности направления управления на конкретный управляемый объект.
Общие функции управления выступают неотъемлемой составляющей муниципального управления ЖКК и решают наиболее принципиальные вопросы и проблемы, имеющие общий для всего коммунального сектора и населения муниципального образования характер
К частным функциям муниципального управления ЖКК можно отнести непосредственное согласованное управление конкретным предприятием, группой предприятий однородной направленности. Особенности частных функций муниципального управления жилищно-коммунальным комплексом определяет набор факторов, влияющих на данную сферу: экономических, производственных, социальных, географических, демографических.
Частные функции управления могут реализовываться в виде создания различных отделов в муниципальном образовании или в виде одного отдела с множеством специалистов по различным направлениям ЖКХ. Структура управления ЖКК на муниципальном уровне представлена на рис. 1.
Рис. 1. Структура управления ЖКХ на муниципальном уровне
Одним из основных и насущных вопросов управляющей деятельности муниципалитетов является формирование механизма управления жилищно-коммунальным комплексом. От него всецело зависит результат экономического поведения конкретного человека, группы людей, организации, общества. В классическом теоретическом представлении механизм управления рассматривается: как некое управленческое воздействие; как действие субъектов управления; как субъектно-объектные взаимосвязи; как совокупность действий и методов воздействия. Представленные понятия механизма управления существенно расходятся, и не все они в достаточной мере убедительны.
Механизм управления может быть рассмотрен как система управленческого воздействия на экономические отношения между субъектами управления, ведущими целенаправленную деятельность по управлению организацией на основе различных методов. Основная задача муниципального управления - формирование механизма управления в ЖКК, позволяющего эффективно функционировать в постоянно меняющихся условиях в рыночных условиях. Система управления ЖКК представляет собой единый механизм, каждый элемент которого выполняет предназначенную ему функцию, взаимосвязанную с функциями других элементов. Структура механизма муниципального управления ЖКК представлена на рис.2.