Структурные особенности и принципы реформирования системы ЖКХ
Рис.2. Структура механизма муниципального управления ЖКК
К структуре механизма управления в ЖКК на муниципальном уровне может быть отнесено формирование эффективных взаимосвязей в отрасли ЖКХ между субъектами и объектами на уровне муниципалитета, а также понимание сущности экономических отношений участников в отрасли ЖКХ сквозь призму взаимодействия и реализации экономических потребностей и интересов человека.
Наряду с рассмотренными положениями, существенным для теории и для практики является отсутствие четкого понимания относительно элементов механизма управления. Действенное использование этого механизма в значительной степени затрудняется отсутствием понимания составляющих его элементов и характера их взаимодействия, в результате чего ослабляется управленческое влияние.
В научной литературе имеет место мнение, что механизм управления не может включать цели, функции, принципы и методы управления. Данная постановка вопроса не оправдана. Из-за достаточно противоречивых определений не видно сути вопроса, его глубины. Лежащие на «поверхности» трактовки управленческого процесса, а также наделение его механизма множественными управленческими элементами не могут в достаточной комплексности представить всю концепцию данного аспекта. Отрицание роли принципов и целей в механизме управления, постановка того, что они существуют независимо и вне механизма управления нарушает позиции подхода диалектического единства, нарушается диалектическая взаимосвязь общего и частного. Признание роли комплексности элементов общих и частных характеристик обогатит механизм управления, придаст ему гибкость, динамизм, качественную составляющую, что так не хватает сегодня в постановке механизма управления в организациях и общественных системах.
Анализ остроты широкого круга вопросов управления сферой ЖКК подтверждает, что эта задача управления приобретает необходимость коренного реформирования, а сама система управления ЖКК требует глубоких преобразований. Особенно эта проблема заслуживает внимания на муниципальном уровне, как наиболее значимом в непосредственном приближении в экономических отношениях между людьми на первичном уровне управленческого воздействия экономической власти государства.
Формировать адекватную рыночным отношением структуру ЖКК сегодня требуется в условиях особенностей местного самоуправления. В соответствии с этим, количественные показатели позволяют оценивать уровень развития предприятий и организаций ЖКК в отдельных муниципальных образованиях.
Рассматривая особенности муниципального управления сферой ЖКК, хотелось бы отметить, что они формируются под воздействием факторов как эндогенного, так и экзогенного характера, которые, в свою очередь, порождают проблемы управления.
Эндогенные факторы будут включать в себя: особые свойства товаров и услуг, предоставляемых ЖКХ населению; условия и способы производства товара или услуги ЖКХ; рыночное сегментирование; движение товаров и услуг ЖКХ от производителя к потребителю; затратный механизм финансового обеспечения благоустройства; авторитет как составляющая власти местного самоуправления; управленческая проблема кадрового потенциала, квалификации административного аппарата; материально-техническое обеспечение управленческой работы; информационная культура управленческой работы; инновационные аспекты управления.
Под экзогенными факторами понимается независимое от субъекта и объекта управления внешнее воздействие, оказываемое на управление. К таким факторам можно отнести: политическое воздействие; рыночную среду; государственное регулирование на федеральном уровне; процессы глобализации и интеграции в мировое сообщество; бюджетно-налоговую политику государства; обеспеченность муниципального образования основными ресурсами.
Меры, принимавшиеся для преобразования жилищно-коммунальной сферы на протяжении последних лет, дали некоторые положительные результаты. Существенно изменилась структура собственности жилищного фонда Российской Федерации. После приватизации доля частного жилищного фонда составила почти 70% (включая жилищные и жилищно-строительные кооперативы). Успешно реализуется программа адресной социальной помощи в виде компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам с низкими доходами. В двух десятках регионов проводится эксперимент по использованию новой экономической модели реформы жилищно-коммунальной отрасли путем внедрения системы персонифицированных социальных счетов граждан. Продолжается процесс передачи муниципалитетам государственного и ведомственного жилищного фонда. Существенные изменения произошли и в форме участия бюджетов в жилищном строительстве. Частные компании и индивидуальные застройщики обеспечивают более половины ввода нового жилья.