Структурные особенности и принципы реформирования системы ЖКХ
Однако доминирующей тенденцией последних лет стал резкий рост тарифов и оплаты населением услуг ЖКХ (в 2011 году средний по стране уровень оплаты населением ЖКУ составил 81,6% (при установленном федеральном стандарте 90%). Сохраняется высокая зависимость от бюджетных дотаций производителей жилищно-коммунальных услуг. Практически не происходит привлечение частных подрядных организаций к управлению жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры, в отрасли эксплуатации жилья также не удалось пока создать полноценный рынок подрядных услуг, в связи с тем, что привлекательные для коммерциализации условия, прежде всего налоговые, до сих пор четко не сформулированы. Углубляется несоответствие между темпами роста цен на ресурсы и на услуги ЖКХ и уровнем доходов населения.
Критически снизились капитальные затраты на содержание жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, которые все еще в основном осуществляются за счет местных бюджетов. Как следует из заключения Главного контрольного управления Президента РФ, по результатам проверки ЖКХ износ инженерного оборудования в ЖКХ достиг 73%, инженерных сетей - 65%. Потери тепла при эксплуатации энергетического оборудования и систем теплоснабжения достигают 60% при норме 16%. Количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов выросло за последние 10 лет в 5 раз.
Необходимость активного участия государства в обеспечении нормального функционирования ЖКХ определяется тем, что ЖКХ является не просто одной из отраслей экономики, но сферой жизнеобеспечения российских граждан, т.е. фактором, обуславливающим состояние национальной безопасности.
Глубокого реформирования в отрасли ЖКХ за эти годы не произошло. В целом система функционирования жилищно-коммунальной отрасли остается неэффективной, обеспечить осуществление модернизации ЖКХ и приостановить нарастание негативных тенденций в отрасли не удалось. Серьезной проблемой является отсутствие комплексного подхода к реформированию жилищно-коммунальной сферы.
.2. Состояние жилищно-коммунального комплекса Санкт-Петербурга
В целях характеристики управленческого воздействия на субъекты ЖКХ в муниципальном образовании можно использовать следующую модель организационной структуры управления ЖКХ муниципального образования, представленную на схеме на рис 7.
Рис 3.Организационная структура управления ЖКХ муниципального образования
Жилищный кодекс рассматривает управление жилищным фондом или управляющей компанией, или каким-либо юридическим объединением собственников жилья. Можно интегрированную модель управления, представленную на рис. 4.
Рис. 4. Интегрированная взаимосвязь управляющей компании и юридических представителей собственников жилья
Данная модель управления наиболее полно реализует потребности и интересы соучастников этого процесса. Положительными факторами являются:
Совместное планирование управленческой деятельности на год с учетом взаимных интересов.
Оперативное сопровождение организационной и корректирующей деятельности по управлению жилым фондом.
Наиболее полная реализация контрольных функций за деятельностью управляющей компании по техническому обслуживанию.
Взимание денег на капитальный и текущий ремонт дома производится на счета юридических объединений (ТСЖ, ПО, ЖСК) и ими же осуществляется контроль над их использованием.
Членские взносы членов юридических объединений (ТСЖ, ПО, ЖСК) позволяют улучшать качественные и количественные характеристики технического обслуживания и комфортности жизнедеятельности.
Юридический и финансовый суверенитет юридических объединений (ТСЖ, ПО, ЖСК) способствует наиболее полной реализации свободы выбора экономических действий, прозрачности договорных отношений, высокой степени ответственности сторон.
Юридические объединения (ТСЖ, ПО, ЖСК) выступают как организованная часть населения местного сообщества имеющая реальную хозяйственную силу во взаимоотношениях с другими субъектами муниципального жилищно-коммунального рынка.
На основе структуры определены задачи и функции управления ТЭК и ЖКХ в Санкт-Петербурге
Таблица 1.
Задачи и функции управления ЖКХ
Управленческие задачи |
1.Осуществление на территории Санкт-Петербурга единой государственной политики в отрасли развития топливно-энергетического хозяйства и жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2.Участие в выработке и реализации государственной жилищной политики. 3.Осуществление в установленном порядке государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, а также соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям. |
Функциональная нагрузка |
1.Разрабатывает и реализует областные целевые программы в отрасли развития ТЭК и ЖКХ, в установленном порядке выносит их на утверждение. 2. Осуществляет на территории города координацию работы и методическое руководство по формированию и реализации федеральных целевых программ в отрасли ТЭК и ЖКХ, национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». 3.Оказывает органам местного самоуправления методическую и методологическую поддержку по вопросам повышения эффективности ЖКХ, совершенствования эксплуатации и управления жилищным фондом, содействует созданию и функционированию ТСЖ и иных форм самоорганизации граждан в жилищной отрасли. 4.Осуществляет мониторинг объектов жизнеобеспечения, выявление критических объектов с целью повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и оснащения предприятий и организаций, находящихся на территории города, приборами и системами учета расхода энергоресурсов. 5.Проводит региональный анализ развития ТЭК и ЖКХ города, вносит в установленном порядке предложения по приоритетным направлениям и формам его государственной поддержки. 6.Принимает участие в организации конкурсного отбора инвестиционных проектов по модернизации инженерной инфраструктуры ТЭК и ЖКХ города. 7.Вносит предложения для утверждения администрацией города графиков перевода потребителей города на резервные виды топлива при похолоданиях в осенне-зимний период и аварийного ограничения подачи природного газа промышленным предприятиям. 8.Разрабатывает топливно-энергетический баланс города и вносит предложения по его утверждению в установленном порядке. 9.Подготавливает разрешения администрации города на использование видов топлива, в том числе природного газа, для строящихся и реконструируемых котельных и топливопотребляющих установок предприятий и организаций, расположенных на территории города. 10.Обеспечивает в пределах своей компетенции совместно с органами местного самоуправления разработку и реализацию мероприятий по подготовке отрасли к работе в осенне-зимний период. 11.Разрабатывает размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости ЖКУ и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. 12.Разрабатывает и контролирует соблюдение нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению. 13.Оказывает практическую помощь предприятиям ЖКХ в расчетах цен и тарифов на жильё и коммунальные услуги, участвует совместно с заинтересованными органами исполнительной власти города в проверках обоснованности формирования и расчета цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги. 14.Признает в установленном порядке жилые помещения жилищного фонда города непригодными для проживания. 15.Осуществляет в установленном законодательством порядке контроль: -за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности; -соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям; -за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами; -за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями. 16.Оформляет результаты контрольных мероприятий актами проверок, выдаёт предписания на устранение выявленных нарушений действующих норм и правил, составляет протоколы. 17.Участвует в разработке отраслевых соглашений по вопросам оплаты труда и социальных гарантий работникам ЖКХ, осуществляет мониторинг заработанной платы и численности работников предприятий ЖКХ. 18.Вносит предложения по созданию, реорганизации и ликвидации городских организаций ЖКХ. 19.Оказывает содействие предприятиям и организациям ЖКХ в подготовке и переподготовке работников в учебных заведениях. |