Факторный анализ снижения себестоимости услуг ЖКХ
Затем для каждой из полученных групп предприятий были рассчитаны значения средневзвешенной себестоимости и средневзвешенного действующего тарифа для населения в предположении, что по этому тарифу оплачивается вся подающаяся в сеть вода.
Сопоставление полученных значений приводится в табл. 6.
Таблица 6
Сопоставление средневзвешенной себестоимости и средневзвешенного действующего тарифа для предприятий из разных групп
Характеристики |
Группы | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |
Средняя себестоимость |
1,79 |
3,04 |
1,18 |
2,69 |
Средний тариф для населения |
1,03 |
0,97 |
0,76 |
0,88 |
Процент себестоимости, покрываемый тарифом |
57,25 |
31,92 |
64,21 |
32,74 |
Полученный результат свидетельствует о том, что действующие тарифы, во-первых, существенно занижены, а, во-вторых, недостаточно учитывают особенности условий хозяйствования предприятий ЖКХ, поставляющих потребителям воду, так как для некоторых групп предприятий тариф для населения покрывает меньше трети себестоимости водоснабжения. Структура образов кластеров выявила также, что хуже всего утвержденный тариф учитывает затраты на очистку воды, и те предприятия, которые вынуждены очищать подаваемую потребителям воду, находятся в самом невыгодном положении.
С целью практической реализации предложенной концепции управления затратами и тарифами был разработан рамочный алгоритм расчета объективной нормативной себестоимости услуг ЖКХ, ориентированный на расчет тарифов с учетом объективных факторов производства и условий хозяйствования предприятий ЖКХ. Основные этапы предложенного алгоритма схематично приведены на рис. 5.
На первом этапе реализации алгоритма проводится комплексный анализ структуры затрат и механизмов формирования себестоимости на основные виды жилищно-коммунальных услуг. Основной задачей данного этапа является выявление объективных факторов производственно-хозяйственной деятельности предприятий ЖКХ, влияющих на себестоимость производимых услуг и оценка степени их влияния на эффективность их функционирования. На этом этапе также предполагается выделить однородные группы предприятий ЖКХ, хозяйственная деятельность которых определяется схожими природно-климатическими и прочими факторами и, соответственно, эти предприятия имеют схожую структуру затрат на производство единицы услуг.