Факторный анализ снижения себестоимости услуг ЖКХ
На втором этапе на основе выявленных объективных факторов формирования себестоимости производится группировка предприятий ЖКХ со схожими условиями хозяйствования, для каждой группы предприятий определяется центр кластера, характеризующий типовое предприятие данной группы, и производится расчет средневзвешенной и минимальной себестоимости для данной группы предприятий. На основе полученных значений для группы затем формируется частные показатели максимального и минимального норматива для каждого из предприятий в зависимости от его расстояния от центра кластера (типового предприятия).
Полученные таким образом дифференцированные оценки минимального и максимального норматива каждого предприятия становятся затем основой для расчета соответствующего минимального размера тарифа с учетом плановой нормы прибыли.
Аналитически, упомянутый выше алгоритм можно представить в виде следующего соотношения:
где i = номер предприятия;= номер кластера, к которому принадлежит предприятие;= номер показателя;= расстояние i -го предприятия до центра своего кластера;jmax = самое большое расстояние до центра в j-м кластере;k = значение k-го показателя i-го предприятия;k = значение k-го показателя центра кластера;= коэффициент, показывающий степень влияния k-го показателя на стоимость услуги;(Xi k - Xo k ) - функция, показывающая знак разности между значениями показателей.
Для получения величины тарифа можно использовать полученные «нормативные» величины себестоимости с учетом заложенной нормы прибыли для данного предприятия или группы предприятий ЖКХ.
В соответствии с предложенной методикой расчета нормативной стоимости услуг были реализованы частные алгоритмы расчета на примере услуг по водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению.
2.3 Анализ возможности экономии ресурсов в процессе организации технологического процесса эксплуатации предприятий ЖКХ
Рассмотрим возможность экономии ресурсов на выбранном примере - горячем водоснабжении и отоплении
Обоснованностью проведения такого анализа объясняется следующими соображениями: опережающий темп роста стоимости коммунальных услуг над доходами населения; наблюдаемый дефицит топливных ресурсов на территории Российской Федерации; ухудшение платежной дисциплины за коммунальные услуги со стороны населения; Анализ существующих систем теплоснабжения и выбор наиболее эффективной системы, способная обеспечить население теплом с низкой себестоимостью соответствует основным задачам программы ”Энергосбережения” и основной цели реформирования ЖКХ -снижение расходов на коммунальные услуги ,что даст возможность увеличить платежеспособность со стороны населения ,ускоренному переходу предприятий ЖКХ на режим безубыточного финансирования, а для органов местного самоуправления- сокращение потребности в ассигновании из бюджета на прямые дотации предприятий ЖКХ.
В настоящее время наблюдается рост цен на коммунальные услуги из-за увеличения цен на электроэнергию ,топлива воду и на материалы .Причем темп роста на коммунальные услуги опережает темп роста дохода населения и эта тенденция, по-видимому, будет сохраняться и в дальнейшем. Анализ эффективности существующих систем теплоснабжения проводился по двум - показателем: коэффициентом энергетической эффективности и экономическим показателем-величиной себестоимости единицы отпускаемого потребителем тепла. Проведенный анализ путем сравнения коэффициентов энергетических эффективности существующих систем теплоснабжения дает оценку с точки зрения возможности снижения энергетических затрат .Данные коэффициентов энергетической эффективности ,который представляет собой обобщающий показатель ,оценивающий наличие объективно существующих энергетических потерь ресурсов по всей цепочки от производства и транспортировки теплоносителя до потребителя ,представлены институтом СантехНИИпрект в статье ”Варианты теплоснабжения жилого района Куркино”: