Разработка алгоритма управления предприятиями в системе ЖКХ
Еще одним источником инвестиционного капитала в отрасли ЖКХ выступает корпоративный капитал. Перспективным источником финансирования мероприятий капитального характера в жилищно-коммунальной сфере, реализуемых муниципальной властью, служит привлечение средств с рынка капитала путем выпуска муниципальных облигаций и использования внутренних и внешний займов
Предложенные в работе механизмы инвестирования пока не получили широкого распространения. Реально инвестиции осуществляются из различных источников, носят несистематизированный характер и не позволяют обеспечить условия для стабильного воспроизводства в жилищно-коммунальном секторе.
Переход к двухставочным тарифам представляется необходимым условием создания благоприятного инвестиционного климата в отрасли ЖКХ. При обоснованном регулировании инвестиционной составляющей в ходе роста стоимости жилищно-коммунальных услуг, этот инструмент позволит адекватно регулировать соотношение интересов производителей и потребителей, позволяя населению оплачивать фактически потребленные ресурсы, а производителям -получать соответствующую экономию при изменении объемов потребления и снижении ресурсных потерь. Инвестиционную составляющую в двухставочном тарифе целесообразно ограничить определенной величиной, не зависящей от нормы прибыли, и эту величину необходимо закрепить законодательно.
В мировой практике управленческие схемы организации работы коммунального комплекса формируются в зависимости от передачи прав собственности на инженерную и коммунальную инфраструктуру ЖКХ частному бизнесу. Однако во всех случаях коммунальная инфраструктура продолжает оставаться сферой прямой ответственности местной власти. Наиболее распространенным механизмом управления ЖКХ выступают государственно-частные партнерства и концессионные соглашения (или договора о государственно-частном партнерстве), заключаемые между муниципальными (или региональными) органами власти и частными компаниями.
В коммунальной сфере государственно-частные партнерства являются по своей природе партнерствами между муниципальными властями и предприятиями - инвесторами частного сектора в целях эффективной эксплуатации или строительства объектов коммунальной инфраструктуры и коммунальных систем. В основу государственно-частного партнерства заложено не просто финансирование инвестиционных потребностей инфраструктуры, но более эффективное оказание услуг. Государственно-частное партнерство в сфере ЖКХ реализуется в следующих основных формах: сервисные контракты, контракты на управление, договоры аренды.
Характерные черты механизма управления коммунальной сферой городского хозяйства схематически изображены на рис. 8.
Рис.8 Схема управления объектами коммунального хозяйства в городе
. Соглашение о передаче муниципального имущества.
. Предоставление гарантий по участию муниципалитета в финансировании проекта в части бюджетных средств (если это предусмотрено проектом).
Управление объектами. Финансирование капитальных вложений.
. Перечисление доли муниципалитета в капитальных вложениях (если это предусмотрено проектом).
. Утверждение тарифов. Контроль.
. Предоставление услуг.
. Оплата услуг.
. Возврат вложений и прибыль.
Существующий уровень централизации в жилищной сфере крупных городов слишком высок. Необходима децентрализация и разукрупнение ряда управленческих функций, особенно в сфере коммунального хозяйства и благоустройства территории. В качестве основного критерия распределения управленческих функций по уровням следует использовать принцип «делегирования полномочий сверху вниз».
Минимально необходимый объем работ по важнейшим городским системам и объектам ЖКХ целесообразно финансировать из бюджета или из целевых внебюджетных фондов, желательно выделять закрепленные статьи бюджета либо закрепленные источники доходов по внебюджетным фондам.
В рамках выработки мер повышения эффективности системы управления ЖКХ выделены три блока проблем:
• разделение функций управления и хозяйствования посредством создания служб заказчика на жилищно-коммунальные, транспортные и другие виды услуг и работ, а также перевод исполнителей работ на условия подрядной деятельности;
• развитие договорных отношений между администрацией города, производителями работ, услуг и населением;
• усиление контроля со стороны городских муниципальных властей за деятельностью предприятий, организаций, служб ЖКХ, создание городской жилищной инспекции.
В договоре на управление формулируются стратегические цели, которые собственник имущества желает достичь в течение договорного периода Принципиальным условием заключения договора должно стать согласование этих целей со стратегическими планами развития города.