Разработка алгоритма управления предприятиями в системе ЖКХ
Многолетний опыт организации жилищно-коммунального обслуживания потребителей показывает, что осуществление любой программы реформирования и модернизации ЖКХ может быть успешным только при условии, что этому процессу будет предшествовать введение в практику новых и эффективных институциональных и организационных структур. В работе нами кратко рассмотрены основные недостатки сформированной в настоящее время в рамках большинства территорий организационной структуры функционирования отрасли и предложены конкретные меры по построению полноценной и эффективной структуры управления в ЖКХ на основе анализа и перспектив функционирования отрасли в свете реализуемой реформы местного самоуправления в Российской Федерации.
Прежде всего, необходимо отметить разобщенность предприятий отрасли. Анализ показывает, что основная причина кризисного состояния ЖКХ состоит не столько в нехватке финансовых средств, сколько в отсутствии эффективного руководства отраслью собственниками предприятий ЖКХ - органами местного самоуправления. В середине 90-х годов в рамках реализации закона об организации местного самоуправления в большинстве субъектов РФ произошло перераспределение полномочий в отрасли организации предоставления жилищно-коммунальных услуг потребителям с передачей ответственности за предоставление жилищно-коммунальных услуг на уровень органов местного самоуправления. В результате было образовано значительное количество предприятий жилищно-коммунального хозяйства государственной формы собственности на уровне муниципалитетов, существующих вплоть до настоящего времени. Учитывая ограниченные финансовые ресурсы вследствие хронического недофинансирования из всех уровней бюджетов данные предприятия фактически «проедали» свои фонды. В результате постоянного роста задолженности на большинстве предприятий сложилась негативная финансовая ситуация, в условиях полного износа основных фондов они не в состоянии обеспечить потребителей качественными коммунальными услугами и самостоятельно решить проблему совершенствования материально-технической и производственной базы. Очевидно, что сохранение полномочий по организации предоставления услуг на уровне муниципальных образований, с последующей организацией управляющих предприятий ЖКХ государственной формы собственности в границах муниципальных образований лишь усугубит ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве и приведет к еще большему разобщению и неуправляемости в отрасли. По нашему мнению, в данном случае необходимо скорейшее реформирование структуры управления данной отраслью с привлечением предприятий других форм собственности, при условии сохранения муниципальных предприятий в качестве обслуживающих организаций на конкурсной основе.
.Необходимо изменить систему текущего финансирования предприятий ЖКХ. Основной идеей экономической реформы отрасли должна стать передача права распоряжения всеми выделяемыми в настоящее время на дотирование бюджетными ресурсами от коммунальных предприятий непосредственно гражданам - потребителям, заинтересованным в эффективном расходовании этих средств. Главными участниками экономических отношений должны стать предприятия ЖКХ и непосредственные потребители их услуг - население, а бюджетные средства необходимо полностью переориентировать на предоставление адресной целевой помощи гражданам, чьи доходы ниже установленного уровня.
. В ходе работы был предложен алгоритм диагностики предприятий ЖКХ, основанный на SWOT-анализе. Этот алгоритм предусматривает диагностику структуры предприятий, их органов управления и уровня ответственности, численности занятых и фонда заработной платы работников, соотношения промышленно-производственного и административно-управленческого персонала, использования рабочего времени. Особое внимание предлагается уделить тарифам на оказываемые услуги, а также источникам формирования финансовых ресурсов. Предложено проводить анализ следующих показателей: финансовая устойчивость, платежеспособность и ликвидность предприятия, деловая активность и рентабельность предприятия. В завершении диагностики предлагается осуществлять оценку вероятности фиктивного и преднамеренного банкротства.
Также предложен алгоритм оценки эффективности реструктуризации предприятий ЖКХ, основанный на методе сравнительного анализа с применением формулы: Экономический эффект = Альтернативные Издержки + Доходы Реструктуризации - Расходы Реструктуризации. Показано, что при оценке эффективности необходимо использовать не только количественные характеристики состояния предприятия ЖКХ до и после реструктуризации, но также и качественные характеристики, которые отражают изменения, происходящие в процессе реструктуризации.