Разработка алгоритма управления предприятиями в системе ЖКХ
Предлагаемый алгоритм управления предприятиями ЖКХ связан с реструктуризацией предприятий этой сферы.
В реструктуризации предприятий можно выделить два основных направления: изменение состава субъектов экономической деятельности и внутренняя оптимизация компаний. Второе направление реструктуризации - внутренняя оптимизация компаний, которая может включать в себя следующие действия:
улучшение организационной структуры;
снижение издержек;
рост качества управления финансами;
сокращение объемов непрофильных активов;
повышение профессионального уровня персонала;
совершенствование системы мотивации.
Определим особенности реструктуризации предприятий ЖКХ, наиболее четко представленные в целях, критериях, процедурах, результатах и эффекте (Таблица 11).
Таблица 11
Особенности реструктуризации предприятий ЖКХ
Реструктуризация предприятий |
Реструктуризация предприятий ЖКХ | |
Цели |
Обеспечение условий для повышения экономической эффективности деятельности компании и получение непосредственного экономического эффекта от мероприятий по реструктуризации |
Существенное улучшение всех механизмов управления социальными и экономическими процессами и на этой основе повышение уровня жизнеобеспечения населения, создание более благоприятных условий для жизни и самореализации всех социальных слоев и групп |
Задачи |
Оптимизация структуры капитала; оптимизация структуры обязательств; оптимизация структуры активов (права требования, включая дебиторскую задолженность, финансовые вложения, незавершенное строительство и объекты консервации, непрофильные и неликвидные активы); реорганизация системы управления, системы бизнес - процессов, соответствующей стратегии |
Передача муниципального имущества в аренду эффективному собственнику; уменьшение налогового бремени предприятия; расширение правоспособности нового предприятия; избавление от старых долгов; создание новой эффективной структуры, позволяющей эффективно использовать имущественный комплекс; повышение качества оказываемых услуг; избавление от ненужных элементов предыдущей системы. |
Критерии |
Повышение экономической эффективности деятельности компании и экономический эффект от мероприятий по реструктуризации |
Создание более благоприятных условий для жизни и самореализации всех социальных слоев и групп |
Процедуры |
Диагностика предприятия, организационный проект, совершенствование структуры и функций управления, развитие финансовых методов управления, реструктуризация |
Диагностика предприятия ЖКХ, процедура банкротства, предпроектное обследование предприятия, комплексная диагностика потенциала предприятия, анализ проблемного поля, подготовка программы реструктуризации, совершенствование организационной структуры, реинжениринг существующего производства, мониторинг проекта, контроль за показателями, управление изменениями, взаимодействие с населением по поводу удовлетворения потребности в коммунальных услугах. |
Результаты |
Рентабельность предприятия, прибыль, экономия, обеспечение социальной защищенности работников предприятия, применение новых технологий |
Рентабельность предприятия, прибыль, экономия, обеспечение социальной защищенности работников предприятия, применение новых технологий, удовлетворение потребности населения в коммунальных услугах |
Эффекты |
Конкурентоспособность предприятия, обретение ниши на рынке, снижение себестоимости продукции |
Развитие новой структуры, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг, обновление изношенного оборудования, стабилизация положения на муниципальном рынке жилищно-коммунальных услуг |
Особенности реструктуризации предприятия ЖКХ заключаются, прежде всего, в том, что ориентация ее целей на развитие жилищно-коммунальной сферы определяет задачи, критерии, процедуры. Это в свою очередь находит свое воплощение в результатах и эффекте. Нацеленность не только на экономический эффект, но и на удовлетворение потребностей населения в коммунальных услугах, создание благоприятных условий для жизни населения делает необходимыми критерии, выдвигающие на первый план создание более благоприятных условий для жизни и самореализации всех социальных слоев и групп. Соответственно процедуры такие, как диагностика предприятия ЖКХ, процедура банкротства, предпроектное обследование предприятия, комплексная диагностика потенциала предприятия, анализ проблемного поля, подготовка программы реструктуризации, совершенствование организационной структуры, реинжениринг существующего производства, мониторинг проекта, контроль за показателями, управление изменениями осуществляются при взаимодействии с населением. Результаты реструктуризации предприятий ЖКХ наряду с экономической составляющей включают в себя также удовлетворение потребностей населения в коммунальных услугах, а эффект заключается в развитии новой структуры, улучшении качества жилищно-коммунальных услуг, обновлении изношенного оборудования и стабилизации положения на муниципальном рынке жилищно-коммунальных услуг.