Разработка алгоритма управления предприятиями в системе ЖКХ
Может быть предложен алгоритм диагностики предприятий ЖКХ, основанный на SWOT-анализе. Один из составляющих SWOT-анализа - анализ внешней среды призван выявить возможности и угрозы, анализ внутренней среды - сильные и слабые стороны развития организации. Последний включает в себя:
анализ организации, управления и кадрового потенциала;
анализ структуры предприятий, органов управления, принципов их функционирования, их ответственности, целей и задач;
анализ численности и ФЗП работников, соотношения промышленно-производственного и административно управленческого персонала, а также использования рабочего времени;
анализ тарифов на оказываемые услуги и источников формирования финансовых ресурсов;
финансовый анализ: изучается бухгалтерская отчетность предприятия, анализ коэффициентов характеризующих финансовое состояние предприятий ЖКХ: показатели финансовой устойчивости, оценка платежеспособности и ликвидности предприятия, показатели деловой активности, рентабельности предприятия;
оценка вероятности и определение признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.
Может быть использован метод сравнительного анализа, который используется для определения эффективности реструктуризации предприятия ЖКХ:
Рассчитываются годовые затраты предприятия ЖКХ, налоговые отчисления до реструктуризации и после нее.
Затем они сравниваются, и вычисляется экономия, полученная в результате реструктуризации.
Осуществляется также прогноз поступлений от деятельности предприятия и рассчитывается прибыль.
На основании данных расчетов делаются выводы об эффективности реструктуризации предприятия ЖКХ. При этом важно использовать не только количественные характеристики состояния предприятия ЖКХ до и после реструктуризации, но также и качественные характеристики, которые могут адекватно отразить существо изменений, происходящих вследствие реструктуризации. Определяя наличие изменений в лучшую или худшую сторону, можно определить и эффективность самих действий.
Реструктуризация, являясь системным целенаправленным процессом качественных изменений структуры активов и пассивов компании, а также системы управления, направлена на обеспечение условий для повышения экономической эффективности деятельности компании. В связи с этим целесообразно выделить структурные изменения, финансовые изменения и изменения человеческого капитала, позволяющие выработать направления внутренней оптимизации компании. Анализ ситуации в каждой из этих групп изменений, а также оценка высокой степени влияния на результат социальных факторов может помочь выбрать более эффективный путь реструктуризации. Механизмы реструктуризации уже показали свою эффективность на предприятиях ЖКХ.
Особенности реструктуризации предприятия ЖКХ заключаются, прежде всего, в нацеленности не только на экономический эффект, но прежде всего, на удовлетворение потребностей населения в коммунальных услугах, создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения. Все это выдвигает на первый план создание более благоприятных условий для жизни и самореализации всех социальных слоев и групп. Соответственно такие процедуры, как диагностика предприятия ЖКХ, процедура банкротства, предпроектное обследование предприятия, комплексная диагностика потенциала предприятия, анализ проблемного поля, подготовка программы реструктуризации, совершенствование организационной структуры, реинжениринг существующего производства, мониторинг проекта, контроль за показателями, управление изменениями, осуществляются при взаимодействии с населением. Результаты реструктуризации предприятий ЖКХ включают в себя экономическую составляющую и удовлетворение потребностей населения в коммунальных услугах, а эффект заключается в развитии новой структуры, улучшении качества жилищно-коммунальных услуг, обновлении изношенного оборудования и стабилизации положения на муниципальном рынке жилищно-коммунальных услуг.
Вместе с тем для обеспечения жизнеспособности реструктурированных предприятий ЖКХ необходима поддержка государственных органов управления и органов местного самоуправления, которая может проявиться в первую очередь в создании условий для развития этой сферы через организацию взаимодействия предприятий с населением. При этом значительную роль играет осуществление территориального и социального маркетинга, основные задачи которых заключаются в формировании и развитии маркетинга некоммерческой продукции, коммунальных услуг; повышение эффективности взаимодействия хозяйствующих субъектов и социальных институтов муниципального образования через органы местного самоуправления (привлечение инвестиций, внешних ресурсов); разработка мероприятий по привитию необходимого поведения при потреблении коммунальных услуг; формирование, развитие и продвижение имиджа региона или муниципального образования и пр.