Разработка алгоритма управления предприятиями в системе ЖКХ
В реструктуризации предприятий важным этапом является прединвестиционная фаза, которая практически сводится к диагностике и анализу полученных результатов. Представленный алгоритм диагностики предприятий ЖКХ, основанный на SWOT-анализе, позволяет проанализировать внешнюю и внутреннюю среду предприятия ЖКХ. При этом анализ внешней среды призван выявить возможности и угрозы, анализ внутренней среды - сильные и слабые стороны развития организации. Последний включает в себя, прежде всего, анализ организации, управления и кадрового потенциала. Рассматривается также структура предприятий, органы управления, принципы их функционирования, их ответственность, цели и задачи, анализируется численность и ФЗП работников, соотношение промышленно-производственного и административно управленческого персонала, а также использование рабочего времени. Особое внимание уделяется тарифам на оказываемые услуги, а также источники формирования финансовых ресурсов. В рамках финансового анализа изучается бухгалтерская отчетность предприятия. Проводится анализ коэффициентов, характеризующих финансовое состояние предприятий ЖКХ: показатели финансовой устойчивости, оценка платежеспособности и ликвидности предприятия, показатели деловой активности, рентабельности предприятия.
Одним из важных результатов реструктуризации должны быть конкурентоспособность и устойчивость предприятия к воздействиям внешней среды и внутренних дестабилизирующих факторов. Важным фактором, влияющим на эффективность работы компании, является мотивация, система которой должна включать не только стимулы для отдельных индивидуумов, но и механизмы поощрения успешной деятельности всех структурных элементов компании. Для эффективного развития организации материальные стимулы должны дополняться личными нематериальными возможностями для отличия, престижа и власти, желаемыми физическими условиями работы, духовными побуждениями такими, как гордость мастерством, чувство соответствия, альтруистическое служение семье или другим целям, лояльность по отношению к организации, патриотизм, эстетические или религиозные чувства и т.п. Для придания, устойчивости и конкурентоспособности организации могут использоваться такие механизмы как франчайзинг и системинг. Франчайзинг представляет собой способ ведения бизнеса, основанный на заключении головной компанией (франчайзер) с независимыми предпринимателями (франчайзи) специальных договоров, дающих разрешение и обязывающих франчайзи заниматься в течение периода франшизы определенным бизнесом, используя специфическое наименование, принадлежащие франчайзеру или ассоциирующиеся с ним. В системинге координация действий осуществляется путем заключения и реализации двусторонних и многосторонних договоров, согласующихся с основным регламентирующим документом - договором о совместной деятельности. Осуществляя реструктуризацию предприятия ЖКХ, владелец предприятия может использовать при этом элементы франчайзинга. Преимущества для вновь созданных предприятий ЖКХ в данном случае будут заключаться в членстве в крупной сети и возможности использования всей существующей базы клиентов и сети, большая автономия, что значительно повышает мотивацию, а также квалифицированные консультации со строны франчайзера.
Эффективность реструктуризации в конечном итоге определяется качеством и доступностью услуг ЖКХ, прибылью предприятия и экономией ресурсов. Качественные изменения, подтверждающие эффективность, заключаются в следующем: отрасль ЖКХ приобретает эффективного собственника; новая структура избавляется от долгов своих предшественников; сохраняется основной состав специалистов, в то же время обеспечивается социальная защищенность работников; применяются новые технологии; проводятся расчеты с кредиторами.
Заключение
Основные выводы и предложения по работе:
.Переход общероссийского и региональных народно-хозяйственных комплексов на принципы рыночной экономики в условиях либерализации цен, высокого уровня инфляции и недостаточности бюджетных средств, остро поставил проблему выживаемости отраслей социальной сферы, находящихся на бюджетном финансировании. Сегодня они переживают серьезный кризис в связи с недостатком финансовых и материальных ресурсов, низкой оплатой труда, отсутствием организационно-экономического механизма, адекватного рыночной экономике, эффективных рычагов социальной защиты и поддержки важнейших отраслей социальных услуг: образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.
.Государственная политика в жилищно-коммунальной отрасли представляет собой сложную совокупность различных видов социально-экономических и политических факторов и видов воздействия на возможности удовлетворения граждан жилищно-коммунальными услугами. Особенно острой остается проблема аккумуляции необходимых финансовых средств для содержания жилья и обеспечения услугами ЖКХ. Концепция соотношения государства и рынка очень актуальна для условий России, в частности, для сферы жилищно-коммунального хозяйства. В настоящее время рождается концепция, в которой должны сообразоваться рыночные механизмы и государственное регулирование данной сферы. Политика в отрасли жилищно-коммунального хозяйства в большинстве случаев трактуется не как чисто экономическое, а большей частью социально-экономическое направление развития и воздействия.