Специфика управления персоналом в развитии образовательном пространстве дошкольного учреждения
(на примере МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №18 «Сказка» города Зеленогорска Красноярского края)
Базой для проведения исследования стало Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 18 «Сказка» города Зеленогорска Красноярского края.
Детский сад № 18 открыт в 1969 году как подразделение в составе градообразующего предприятия - Электрохимического завода. С 1969 по 2002 год детский сад являлся структурным подразделением завода. В январе 2002 года перешел в муниципальную собственность как филиал МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад». С января 2007 года стал муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад комбинированного вида №18 «Сказка».
Нашими респондентами были члены педагогического коллектива детского сада. Нами было протестировано 30 человек.
Краткая историческая справка развития персонала в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №18 «Сказка» города Зеленогорска
В 2002 году детский сад был передан в муниципальную собственность, что послужило началом значительных изменений в составе педагогов, так как в 2003 году большая часть опытных педагогов сменила место работы, в связи с существенными изменениями оплаты труда. Перед руководством образовательного учреждения остро встала проблема сохранения качества образовательных услуг в условиях кадрового дефицита и неопытности вновь принятого педагогического персонала. Это послужило толчком к изменению методов управления педагогическим коллективом.
Становление нового коллектива, как известно, - процесс долгий и мучительный. Лишь к 2007 году в нашем ДОУ сформировался работоспособный сплоченный коллектив единомышленников, появились новые традиции, свое неповторимое лицо.
Первой возникла проблема профессионального отбора, рассмотрим этот вопрос на примере педагогического коллектива.
Для ее решения были разработаны основные характеристики педагога, работающего с детьми дошкольного и раннего возраста. В соответствии с этими критериями были подобраны диагностические материалы, разработаны карты мониторинга профессионального роста педагога и должностные инструкции. Это позволило на первом этапе (прием на работу) отсеять значительное количество «случайных» людей и оценить уровень профессиональной компетентности вновь принятых педагогов.
Процесс отбора начинался с предварительной отборочной беседы. Цель ее - первичное знакомство с претендентом: выяснение его образования, оценка внешнего вида и определяющих личных качеств. На основе предварительной беседы происходил "отсев" явно неподходящих кандидатов.
По результатам собеседования на кандидатов, прошедших отбор, заполнялись карты профессионального мастерства (Приложение №1), которые позволяли впоследствии отследить уровень профессионального роста педагога.
На основе данных карты составлялись программы психолого-педагогического сопровождения профессионального роста вновь принятого педагога.
Формирование благоприятного климата и хороших отношений в каждом трудовом коллективе тесно связано с процессом адаптации новых кадров, особенно молодых. В социально-психологическом аспекте под адаптацией понимается благополучное вживание нового работника в коллектив, то есть достижение такого состояния, когда он по собственной оценке становится полноправным членом коллектива. Процесс адаптации проходит ряд этапов, каждому из которых характерен свой срок протекания (таблица 2).
Таблица 2
Процесс социально-психологической адаптации педагога
№ этапа |
Содержание этапа |
Средний срок адаптации |
Педагог принят и познакомлен с коллективом. Он начинает расширять круг своих знакомых. |
25 дней | |
2 |
Педагог каждый свой приход на работу воспринимает положительно. Конфликтов с коллегами и руководителями не имеет. |
5,5 месяца |
3 |
Педагог начинает хорошо улавливать настроение коллектива, выступает на собраниях, отстаивает свои предложения и свое мнение. |
2,9 года |
4 |
С мнением коллеги стали считаться. Его работа оценивается высоко. Педагог считает себя полноценным членом коллектива. |
3,5 года |