Специфика управления персоналом в развитии образовательном пространстве дошкольного учреждения
В ДОУ №18 «Сказка» практикуется несколько форм обучения педагогического персонала: индивидуальная, групповая и курсовая.
Индивидуальной формой обучения является наставничество. Более опытный педагог помогает начинающему освоить азы профессии с минимальными затратами на поиск наиболее эффективных путей профессиональной деятельности.
Групповая форма - повышение квалификации педагогов через организацию методической работы в ДОУ: семинары, семинары-практикумы, деловые игры, тренинги, педагогические советы и другие формы работы.
Решая проблему повышения педагогической квалификации, мы искали такие формы, методы и критерии взаимодействия с педагогами, которые ставили бы каждого перед необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков.
Повышение квалификации педагогов осуществляется на курсах повышения квалификации, организованных институтом повышения квалификации или на факультетах повышения квалификации при КГПУ им. В.П.Астафьева, при ФППК Краевого педагогического колледжа №2, при Городском Методическом Центре г.Зеленогорска.
Педагогическая деятельность требует постоянного совершенствования теоретических и практических знаний, повышение профессионального мастерства, освоения новых педагогических технологий. Повышение квалификации работников проводится один раз в 5 лет. За последний, 2010 год, такие курсы прошли 23 работника (таблица 8).
В последнее время среди педагогических работников ДОУ большой популярностью пользуются дистанционные курсы повышения квалификации. В нашем ДОУ 5 педагогов выбрали эту форму повышения квалификации.
Сегодня коллектив нашего ДОУ состоит из 50 человека, из них 26 педагогов, заведующий, 2 его заместителя, 15 младших воспитателей, повара, младший обслуживающий персонал. Уровень квалификации воспитателей достаточно высок: у 2/3 из них высшее педагогическое образование. Все педагоги-специалисты (инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учителя-логопеды, музыкальный руководитель) имеют высшее психолого-педагогическое образование. 45% педагогических работников имеют высшую и первую квалификационную категории, 36 % - вторую квалификационную категорию.
Коллектив нашего ДОУ активен, для него характерны доброжелательные отношения, уважение к мнению других. Небезразличны успехи и неудачи коллег, а также всего коллектива. Тест «Оценка психологического климата в коллективе» показал, что наибольшим индексом выражены свойства (3 и 9) - «Взаимное расположение и понимание между группами в коллективе» и «Чувство гордости за коллектив». Наименьшие индексы выражены свойствами 4 и 12 - «Членам коллектива нравится проводить время вместе, участвовать в совместных делах», «Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно». В связи с этим необходимо продолжать уделять внимание совместным организационным мероприятиям, традициям празднования юбилейных и праздничных дат, которые высоко оценивают члены коллектива.
Понимая, что невозможно достигнуть высоких результатов без мотивации на активизацию потенциала человеческой личности, главного ресурса, лежащего в основе инновационных процессов, в детском саду должны создаваться такие условия в коллективе, в которых каждый сотрудник может поверить в себя, которые способствуют развитию самоуважения, самооценки и самореализации.
Система мотивации персонала в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №18 «Сказка» включает следующие компоненты:
Нематериальные:
- Грамоты, благодарственные письма
Идентификация с учреждением (образ ДОУ в глазах персонала и внешнего окружения)
Культура организации
Словесное поощрение за качественно выполненную работу
Создание оптимальных условий труда
Наличие соцпакета (медицинская страховка, льготные (бесплатные) путевки в санаторий по состоянию здоровья, возможность повысить квалификацию или пройти обучение за счет учреждения)
Информирование работников
Творческие группы
Материальные:
Премии
Стимулирующие выплаты
В ДОУ разработано «Положение о стимулирующих надбавках и доплатах работников МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №18 «Сказка», в котором определены критерии и количество стимулирующих выплат персоналу детского сада. Так как ДОУ - бюджетное учреждение, финансируемое из местного бюджета, имеющее ограниченный фонд заработной платы, то вполне понятно, что стимулирующие надбавки и доплаты носят чисто символический характер. Согласно этого Положения выплата единовременных премий производится к праздничным государственным датам, профессиональным праздникам, юбилейным датам МДОУ, по итогам работы учебного года, но только при наличии финансовых средств МДОУ. Понятно, что говорить об эффективности материального стимулирования в ДОУ не приходится в силу объективных причин.