Основные этапы, тенденции и механизмы развития библиотечно-информационной деятельности с точки зрения синергетики
Библиотека - социальный институт письменной культуры. Возникновение библиотеки ознаменовало конец общества, базирующегося на устной культурной традиции, и развитие общества книжной культуры, документной коммуникации и социальной памяти, основанной на документе, тексте. Библиотеки собирают, обрабатывают, хранят и представляют информацию и работают для современников и будущих поколений.
Процесс становления и развития библиотечно-информационной деятельности был длительным и непростым. Попытаемся охарактеризовать основные этапы развития библиотечно-информационной деятельности с точки зрения синергетики, базируясь на признаках изменения под влиянием социокультурных и экономических факторов внешней среды элементов системы исследуемой деятельности. В рамках этапов эволюции библиотечно-информационной деятельности могут быть выделены периоды, которые определяются ключевыми изменениями, характерными для этих периодов.
Первый этап. Когда появилось много рукописных текстов, объективно стало необходимым появление библиотеки, которая должна была эти тексты упорядочить и сохранять. Используя терминологию синергетики, можно сказать, что в развитии письменной культуры как самоорганизующейся системы возникло неустойчивое состояние, разрешение которого могло пойти двумя путями (точка бифуркации), первый путь - возникновение библиотек означал развитие системы, второй - разрушение. Первые библиотекари, говоря языком синергетики, это тот аттрактор, который упорядочил хаос рукописных текстов.
Появление текстов, в том числе рукописных книг, поставило вопрос о помещении для их сохранения, поскольку в бесписьменном обществе хранилищем информации была человеческая память. Не случайно, слово «библиотека» происходит от греческих слов «книга» и «хранилище». Одним из способов сохранения книг и облегчения их поиска стало создание их описей (вторичной информации), аналоги которых были в бесписьменном обществе. «Фиксация информации в устной форме также достигла высокой степени совершенства… был создан вспомогательный аппарат, в том числе библиографический, который в бесписьменный период стал прообразом информационной модели последующей письменной культуры с её парами первичной и вторичной информации: книга - вспомогательные указатели, библиотеки - каталоги, текст - библиография» [56]. В библиотеках появились зачатки классификации.
Таким образом, первый этап - зарождение библиотечно-информационная деятельность в рамках мемориально-информационной - связан с появлением рукописной книги и потребности ее использования (высокопоставленными читателями) при любой необходимости, а следовательно, хранением.
Второй этап эволюции библиотеки в библиотечной деятельности можно приурочить к изобретению книгопечатания, следовательно, тиражированию, повышению доступности книги. Это внешнее для библиотеки технико-технологическое обстоятельство определялось развитием и усложнением социально-экономической жизни и подкреплялось философией и идеологией просветительства, которые были направлены на развитие науки, распространение знания и библиотек в обществе. Повышение востребованности библиотек и их возможности обеспечить широкий доступ к книгам благодаря книгопечатанию содействовали изменению акцентов библиотечной деятельности в сторону расширения доступности сохраняемых библиотеками книг. Появилась возможность шире предоставлять книги не только избранным, а всем потенциальным читателям, потребности которых в чтении возрастали. При этом не только хранить книги для потомков, но и сделать их рычагом просветительской деятельности библиотек.