Основные этапы, тенденции и механизмы развития библиотечно-информационной деятельности с точки зрения синергетики
Таким образом, второй этап развития библиотечно-информационной деятельности характеризуется, с одной стороны, ее распространением на новые социальные институты, вернее, использованием ее основ для диверсификации в соответствии с задачами этих социальных институтов, с другой - дифференциацией этой деятельности в рамках библиотечной системы с учетом специфики информационных потребностей пользователей разных библиотек.
Третий этап в эволюции библиотечно-информационной деятельности в конце XX - начале XXI в. связан с глобализацией, развитием информационного общества, компьютерной техники и телекоммуникаций, появлением электронного документа (шире - электронного ресурса), виртуальных субъектов библиотечно-информационной деятельности, электронных информационных продуктов и услуг, удаленного доступа пользователей к ресурсам библиотек.
Осознав преимущества информационных технологий, библиотека начала активно адаптироваться к этим изменениям.
Но труднее оказалось справиться с продолжающимся увеличением потока документов (в конце XX в. уже и электронных), которые ни одна библиотека мира не состоянии самостоятельно обработать, чтобы сделать доступными для общества. Как следствие роста документного потока во всех библиотеках, особенно крупных, ощущается нехватка площадей для размещения литературы, документы «штабелируются» и становятся на долгое время недоступными для потребителей, а сетевые электронные документы не вводятся систематически в систему фондов, вместо этого, по поводу их фиксации и обработки идут дискуссии. Строительство новых зданий смягчает ситуацию, но не решает проблему. Согласно синергетическому взгляду, выходом для самоорганизующейся системы, каковой является библиотека, может быть переход на новый уровень, например, объединение. Библиотека оказалась в состоянии бифуркации или, возможно, полифуркации, выбора направлений дальнейшей эволюции.
Как самоорганизующаяся система, библиотека, в ответ на этот вызов времени, стала меняться. Библиотечное сообщество вынуждено было отказаться от исчерпывающего комплектования фондов отдельных библиотек, и выработало концепцию распределенного библиотечного фонда, предполагающую распределение между библиотеками ответственности за сбор, сохранение и обслуживание документов определенной тематики, вида и координацию межбиблиотечной деятельности. Эта концепция ориентируется также на взаимодействие библиотек с архивами, музеями, службами НТИ, другими структурами, имеющими документные фонды. Концепция распределенного мирового, национального, регионального библиотечно-информационного фонда пока еще в полной мере не реализована.
Идея распределенного библиотечно-информационного фонда потребовала некоторой корректировки приоритетов в реализации основных функций библиотек и предполагает акцентирование их на предоставлении доступа к документам. Вместе с тем, эта идея позволяет увеличить надежность хранения и сохранности документов. Одновременно крупные библиотеки самостоятельно, или в кооперации с другими учреждениями, решают проблемы защиты материальной основы документов, создают подразделения по реставрации и консервации документов, организуют их «вечное» хранение, переводя за пределы самой библиотеки, ищут способы сохранения новых информационных объектов. Для повышения эффективности использования площадей применяют различные способы, прежде всего, компактные варианты стеллажей, металлические подвижные стеллажи, развеску материалов.
Для решения библиотечных проблем уже в 1970 - 1980 гг. создавались централизованные библиотечные системы, депозитарии, территориально-библиотечные комплексы. Смысл этих инноваций - координация и кооперирование в комплектовании, хранении и обслуживании, чтобы обеспечить большую сохранность и доступность фондов для пользователей. Однако библиотечно-информационная система в те годы, прежде всего, технически еще не была готова к реальной координации. В этой связи весьма важно положение синергетики, которое подчеркивает, что «сложноорганизованным . системам нельзя навязывать пути их развития. Скорее, необходимо понять, как способствовать их собственным тенденциям развития» [29].