Основные этапы, тенденции и механизмы развития библиотечно-информационной деятельности с точки зрения синергетики
Внутренняя устойчивость этой самоорганизующейся нелинейной системы нарушилась вследствие увеличивающегося объема хранимых материалов (книг, документов делопроизводства, изобразительных произведений и др.). Ограниченные ресурсные возможности первых библиотек сдерживали обработку увеличивающихся объемов документов, не позволяли обеспечить надлежащие условия их хранения; вновь возрастало состояние хаоса в организации, грозящее разрушением системы. Расширение помещений, строительство зданий только временно улучшало ситуацию и устойчивость системы.
Более кардинально ситуация разрешилась путем самоорганизации системы, которая выразилась в дифференциации книгохранилищ: сформировались архивы и музеи, которые сконцентрировали рукописные и наиболее древние документы, а также картины и другие исторические ценности, библиотеки стали собирать главным образом тиражированную продукцию для текущих потребностей общества.
Можно сказать, что в обществе начала формироваться система более высокого уровня, которая А.В. Соколовым и Ю.Н. Столяровым была названа системой документных коммуникаций. В конце XVIII - начале XIX в. библиотека все чаще признается учреждением, предназначенным для общественного просвещения. Растет число читателей, все более разнообразными становятся их потребности. Под влиянием увеличивающегося потока документов и расширяющихся потребностей, появляется необходимость в открытии новых библиотек. Библиотеки и их деятельность дифференцировались, расширился и спектр предоставляемых ими услуг. Начала складываться библиотечная система, включающая библиотеки разных видов.
Крупнейшие из библиотек (прежде всего, национальные), уделяя основное внимание сохранности, в то же время расширили доступность фондов (выставки, подсобные фонды, открытость для более широкой публики, увеличение числа и дифференциация читальных залов, взаимообмен книгами для читателей, что получило позже название «межбиблиотечный абонемент»). Одновременно появились и разные виды общедоступных библиотек, в деятельности которых стало приоритетным распространение книги в народе. В 1879 г., в ряде американских библиотек открылся доступ читателей к фондам (открытый или свободный доступ к фонду), в Западной Европе это произошло в XIX в., в России - в середине XX в. Развивается культурно-просветительская деятельность библиотек. Библиотеки стали широко доступными для любых групп населения.
В целях улучшения обслуживания читателей, в первой половине XX в. усиливается взаимодействие библиотек, создаются библиотечные сети, централизованные библиотечные системы, а в библиотечно-информационной деятельности появляются элементы кооперации и координации. Все это базируется на механизации, телефонизации, первых копировальных устройствах [9].
В 60-х гг. XX в. в нашей стране (в западных странах - ранее) возникли службы научно-технической информации. Эти службы в значительной мере базировались на библиотечно-информационной деятельности. Таким образом, мемориально-информационной деятельностью начал заниматься новый социальный институт. Вместе с тем, акцент был сделан не столько на документе как единстве носителя и содержания, сколько на информации, т. е. на содержании документа, аналитическом его раскрытии. Анализ содержания документа не был новым для библиотечно-информационной деятельности. Он выражался в систематизации, предметизации, аналитической росписи, аннотировании, реферировании (в специальных библио-теках). Но появление компьютерной техники, хотя и с необходимым на том этапе использованием перфораторов, предоставляло новые возможности для аналитики. В тот период появились не только самостоятельные службы информации, но и информационно-аналитические подразделения в библиотеках.