Основные этапы, тенденции и механизмы развития библиотечно-информационной деятельности с точки зрения синергетики
Таким образом, в эволюции библиотечно-информационной деятельности явно прослеживается тенденция расширения доступности документов и содержащейся в них информации.
Расширение доступности библиотек означает более адекватный потребностям общества диалог библиотеки с ним. Он проявляется в акцентировании библиотечно-информационной деятельности на том или ином направлении (просвещении, образовании, воспитании, науке, культуре и др.), в соответствии с требованиями общества, государственных структур, развитием информационной сферы, культуры, технологическими изменениями. библиотечный информационный учебный занятие
Если специальные библиотеки ориентируются, главным образом, на требования ведомств, профессиональные и другие специальные потребности своих пользователей, то универсальные - активно реагируют на социокультурные вызовы общества. Обычно в профессиональной среде говорят об образовательной, культурной, идеологической, воспитательной и других функциях или роли библиотек. Понятие «роль» представляется более верным, поскольку функции библиотеки определяются двумя противоположностями библиотечно-информационной деятельности - хранением и доступом. При этом, понятие «роль», согласно словарю С.И. Ожегова, трактуется здесь как «характер и степень участия». Действительно, понятие об образовательной, культурной и других ролях библиотек говорит о степени участия их в формировании профессионала, личности и гражданина своей страны.
Рассмотрим как проявляются инновации в бибиотечно-информационной деятельности. Во - первых, в изменении направленности содержания социокуль-турных и просветительных мероприятий. Во - вторых, в ориентации на новые группы населения. В - третьих, в использовании новых форм мероприятий, в - четвертых, в применении новых средств.
Например, предоставляя книгу читателю, библиотека всегда содействовала развитию культуры чтения. Сегодня это направление культурно-просветительной работы развивается как формирование информационной культуры.
В это направление работы библиотек в конце XX в. органично включились мероприятия по развитию электронной культуры. Создаются электронные библиотеки, доступные пользователям, проводятся обучающие семинары. На библиотечных сайтах проходит презентация выставок, перед пользователями раскрываются электронные каталоги, через сайты реализуется виртуальная справочная служба, представляются виртуальный музей, музейная экспозиция краеведческого характера, материалы о конференциях, вечерах, встречах, дискуссиях, концертах и др., репортажи о них с фотографиями и видеоматериалами. Вся эта информация становится доступной тысячам пользователей. Таким образом, библиотечная культурно-просветительская деятельность из локальной (в помещении библиотеки) становится массовой. Вместе с тем, необходимо отметить, что библиотеки и ранее старались расширить пространство культурно-просветительной работы, организуя выездные выставки, мероприятия.
Библиотека - сама продукт культуры и одна из основ культурного развития общества. И изменения ее деятельности, форм передачи (трансляции) культуры, услуг, организационной структуры - это вклад как в библиотечную культуру, так и культуру вообще. Разнообразие форм библиотек (библиотеки-музеи, библиотеки семейного чтения, медиатеки, библиотека - магазин - издательство и др.), проводимые ими эксперименты обогащают культуру.
Таким образом, библиотека в ходе эволюции все более расширяет свою социокультурную и просветительскую деятельность путем создания новых направлений и форм.