Основные этапы, тенденции и механизмы развития библиотечно-информационной деятельности с точки зрения синергетики
Благодаря своей деятельности, библиотека не только следует импульсам происходящих в обществе процессов, но и сама влияет на их формирование и развитие посредством создания культурной среды для своих пользователей, а также путем изменения библиотечных форм сохранения и трансляции культуры.
На основании сказанного можно сделать вывод о повышении значимости библиотек, однако для реализации общественно-культурной и информационной роли библиотек требуется их поддержка со стороны государства.
Несмотря на активность библиотек в выполнении социального заказа, отзывчивость их на новации, адаптивность к среде и признание их общественным благом, как следствие - государственное, региональное, муниципальное или ведом-ственное финансирование, библиотекам никогда не хватало этих средств.
Однако, в настоящее время власть не ориентирована на полное погашение расходов библиотек, а рассчитывает на покрытие их за счет платных услуг, пожертвований и т. п., она скорее готова пойти на сокращение библиотек, чем на увеличение их финансирования. Это, как показывает Ю.А. Горшков, характерно и для России, и для зарубежных стран [14]. Возможно, это связано с развитием и большей востребованностью населением и властью других средств информации и культурной трансляции (радио, телевидения, Интернета), тем более что они более оперативно обеспечивают новостную информацию.
Появление новых направлений и форм, усложнение процессов характерно не только для социокультурной и просветительской, но и для других видов библиотечно-информационной деятельности. Основной вектор их развития представлен при анализе этапов эволюции библиотечно-информационной деятельности в целом.
Например, М.Я. Дворкина и И.М. Суслова охарактеризовали особенности развития библиотечного обслуживания и управления библиотечной деятельностью. В работах вышеназванных авторов, анализ библиотечного обслуживания пользователей рассмотрен с середины XIX в. В них выделено несколько периодов, позволяющих проследить особенности отражения книгохранилищного уклона в подходе к обслуживанию (организации пользования библиотекой), педагогический подход (руководство чтением, работа с читателями), библиотековедческий подход (библиотечное обслуживание), показано развитие библиотечных услуг и организационных форм обслуживания, влияние на библиотечное обслуживание психологии и социологии. Характеризуются основные концепции обслуживания: системно-деятельностная, социально-экономическая, информационно-культурная, коммуникативная, социализирующая, социальная и др. Представлены новые возможности библиотечного обслуживания в условиях информатизации. Подчеркивается, что для современного периода характерна глобализация библиотечного обслуживания (доступ к мировым информационным ресурсам) и одновременно его индивидуализация (предоставление индивидуальных условий потребления информации - дома, на работе, в библиотеке). Анализируя управленческую деятельность, И.М. Суслова доказывает особенности управления библиотечным делом и библиотекой в условиях командно-бюрократической системы, перестройки, в 1990-е гг., раскрывает эволюцию взглядов на проблемы управления библиотекой от отождествления его с организацией библиотечных процессов, включения в структуру научной организации труда до рассмотрения концепции библиотечного менеджмента, методологии маркетинга [19].
Сейчас сокращение библиотек Министерства культуры нарастает. При этом происходят качественные изменения, связанные с внедрением в библиотечно-информационную деятельность новых технологий.