Основные этапы, тенденции и механизмы развития библиотечно-информационной деятельности с точки зрения синергетики
Если за счет современных информационно-коммуникационных технологий удастся обеспечить население библиотечно-информационными услугами, то сокращение библиотек будет означать замену экстенсивного пути библиотечного развития интенсивным.
Одним из лозунгов эпохи Просвещения был лозунг «Знание - сила». На новом витке истории выраженная в этом лозунге идея нашла отражение в программе ЮНЕСКО «Информация для всех», которая провозглашает доступ к информации и знаниям общечеловеческим достоянием, без которого невозможно развивать образование, науку, культуру и коммуникацию. Сейчас говорят об обществе знания. Таким образом, новый информационный век, отрицая эпоху Просвещения, на новой основе возвращается к ее идеям.
Инерцию исторического процесса можно объяснить с позиции синергетики.
Специалисты в области синергетики обращают внимание на то, что «частичный возврат к старому, к культурным и историческим традициям (наряду с другими факторами является, вероятно, необходимым условием поддержания сложной социальной организации» [29]. В ходе возврата, в частности, происходит приспособление всех подсистем общества к единому темпу развития.
Здесь также можно учитывать подход постнеоклассической науки, которая «обогатила познавательный арсенал методом элевационизма (от лат. elevatio - возведение), когда продуктивные метафоры распространяются «не снизу вверх», как требует редукционистская стратегия, а, наоборот, от эволюционно позднейших к более ранним формам взаимодействия. Это помогает обнаруживать в прежних формах те присущие им свойства, которые служат онтологической предпосылкой будущего» [34].
Рассмотрим некоторые механизмы эволюции библиотек и библиотечной деятельности.
В качестве таких механизмов выступают специализация (дифференциация): в системе «первая библиотека», в библиотечной системе, системе структурных подразделений внутри библиотеки, и интеграция, осуществляемая путем слияния структурных подразделений, объединения библиотек, например создания централизованных систем, а также путем кооперации (координации), т. е. взаимодействия в выполнении некоторых видов деятельности между библиотеками, библиотеками и другими организациями.
Поскольку координационные, корпоративные начала сейчас получили особое развитие, остановимся более подробно на вопросе взаимодействия между библиотеками и другими организациями.
Взаимодействие библиотек - это «согласованная деятельность библиотек и обмен ее результатами на основе взаимных обязательств. Достигается посредством кооперации, координации и централизации библиотечной деятельности» [7, с. 27].
Проявление взаимодействия многогранно. Взаимодействие библиотек осуществляется в рамках системы управления, в ходе формирования библиотечно-информационного фонда, аналитико-синтетической переработки информации (каталогизация, классификация, систематизация), формирования справочно-поискового аппарата, обслуживания пользователей (МБА, электронная доставка документов, выставочная работа, организация конференций), методической и научной работы (нормирование, стандартизация) [19].
Взаимодействие может быть вертикальным (например, в рамках отрасли) и горизонтальным (в рамках региона).
В ходе взаимодействия объединяются библиотеки и библиотекари (ассоциации, общества), образуются новые уровни системы библиотечно-информационной деятельности. Вследствие этого происходит перестройка прежней целостности этой саморазвивающейся системы, появляются новые параметры порядка. Значение взаимодействия раскрывается в рамках постнеоклассической науки. Согласно мнению В.С. Степина, «усложнение системы в ходе развития, связанное с появлением новых уровней организации, выступает как смена одного инварианта другим, как процесс перехода от одного типа саморегуляции к другому. Процессуальность объекта (системы) проявляется здесь в двух аспектах: и как саморегуляция, и как саморазвитие» [60]. Библиотечно-информационная деятельность на третьем этапе своего развития реализуется в условиях многоуровневой организации, она осуществляет переход к новому типу саморегуляции на основе взаимодействия.