Процесс информатизации библиотечной деятельности в вузе
Актуальность работы. Библиотека как социальный институт, возникший в глубокой древности, в ходе своего развития изменялся. В настоящее время происходят революционные изменения в экономической, технической, образовательной и социокультурной сфере. Это определяет и особенность современного этапа библиотечного развития - комплексность внедрения новаций и рост их количества. Наиболее очевидные революционные изменения происходят в техническом оснащении и технологиях библиотечно-информационной деятельности. В этом смысле библиотеки органически вписываются в процесс информатизации как в образовательной и социокультурной, так и в производ-ственной сферах. Именно поэтому сейчас становится актуальной проблема проведения исследования содержания и структуры нормативной базы обеспеченности учебного процесса вуза, которая способствовала бы повышению качества образования.
Объект дипломной работы - библиотечно-информационная деятельность. Предмет - процесс информатизации библиотечной деятельности в вузе.
Цель работы - анализ библиотечно-информационной деятельности вуза и оценка соответствия библиотечного фонда по обеспеченности учебного процесса требованиям, предъявляемым при аккредитации и лицензировании вуза.
Задачи дипломной работы:
. Раскрыть теоретические и образовательные аспекты библиотечной деятельности в высшей школе.
. Проанализировать нормативно-правовую базу библиотечного дела в вузе в условиях информационного общества.
. Рассмотреть состав и содержание библиотечного фонда САФБД и предоставить актуальные сведения об обеспеченности учебного процесса основной и дополнительной литературой согласно требованиям, предъявляемым при аккредитации и лицензировании вуза.
. Проанализировать динамику показателей использования книжного фонда за период 2006 - 2009 гг.
. Обосновать необходимость перехода библиотеки вуза на современный технический уровень для повышения качества педагогического процесса.
. Разработать программу учебной дисциплины «Основы информационной культуры».
Методы исследований. В ходе работы были использованы следующие методы: теоретические (сравнение, анализ, синтез, системный анализ, и др.); моделирование; эмпирические (наблюдение, опрос, описание), статистические.
В качестве эмпирической базы исследования использовались данные библиотечно-информационной службы САФБД за 2006 - 2009 гг.
Новизна дипломной работы состоит в том, что:
. Предложена нормативно-правовая база библиотечного дела в вузе, обеспечивающая повышение качества подготовки студентов.
. Обоснована необходимость автоматизации библиотечно-информационной деятельности вуза.
. Разработан курс «Основы информационной культуры», способствующий формированию информационной компетентности студентов.
Материалы исследования реализуются в педагогическом процессе академии.
В качестве теоретической базы исследований аспектов библиотечно-информационной деятельности взяты работы М.Я. Дворкиной, В.Г. Дригайло, Н.И. Гендиной, Э.Г. Скибицкого и других отечественных исследователей. К примеру, в основе работ М.Я. Дворкиной представлена эволюция библиотечно-информационной деятельности в традиционной и электронной среде, В.Г. Дригайло исследовал основы организации работы библиотеки вуза в условиях информационного общества.
Теоретические и образовательные аспекты библиотечной деятельности в высшей школе
- Сущностная характеристика библиотечно-информационной деятельности
- Основные этапы, тенденции и механизмы развития библиотечно-информационной деятельности с точки зрения синергетики
- Изменения в содержании деятельности библиотек вузов в условиях информационного общества
- Программа ЮНЕСКО «Информация для всех».
- Болонский процесс и библиотеки.
- Нормативно-правовая база библиотечного дела в вузе
- Требования к библиотечно-информационному обеспечению образовательной деятельности в вузе
- Некоторые аспекты информационно-образовательной среды библиотеки Сибирской академии финансов и банковского дела