Развитие социального партнерства
Автономизация труда и предоставление работнику дополнительных полномочий не только требуют демократизации информационных потоков и допускают перераспределение контрольно-управленческих функций, но и делают лишними некоторые промежуточные управленческие звенья. "Взаимодействие новых моделей труда с новым типом работников и укрепление статуса последних в производстве, естественно, меняют в нем подходы к отношениям подчинения, к правам и обязанностям, а также степень влияния всех его сегодняшних участников". Впрочем, так называемый когнитариат способен породить и новые проблемы, вплоть до формирования "знания массового поражения", поэтому в таких условиях повышается роль социальной ответственности. Профессионализация труда, рост уровня его самостоятельности и кооперированности увеличили необходимость обновления нормативного оформления. Основное преимущество проекта Трудового кодекса - повышение четкости, конкретности и тщательности разработки правовых процедур, усиление позиций негосударственных акторов на рынке занятости.
Формирование и развитие трудовых отношений являются проявлением внутренней ответственности бизнеса (перед персоналом), которая дополняется внешней (перед средой существования корпорации, всем гражданским обществом).
Как известно, приверженцы положений классической школы считают, что бизнес эффективен при максимизации прибыли. На их взгляд, корпоративный менеджмент не имеет в своем распоряжении ни законной основы, ни возможностей для проведения экспертизы для решения того, что и как должно быть полезным для общества. Наоборот, в отличие от подобной узкопрагматичной трактовки бизнеса, усиливается понимание его более широкой миссии и большей заинтересованности, которые стимулируют его к активному участию в других сферах жизни общества. Основа современного подхода к социальной ответственности бизнеса заложена американским экономистом Р. Боуэном, который в своей работе "Социальная ответственность бизнесмена" впервые дал определение и характеристику социальной ответственности, подчеркнул, что "она относится к обязанностям бизнесменов проводить такую политику, принимать такие решения и придерживаться таких линий поведения, которые наиболее желательны с позиции целей и ценностей нашего общества". В соответствии с современным пониманием этой концепции, корпорации (вместе с государственными органами и общественными организациями) должны способствовать повышению социального благосостояния и росту совокупного социального капитала, солидарно нести ответственность за состояние экономики. системный адаптация социальный партнерство
Сегодня при наличии в исследовательской литературе большого количества вариантов определения социальной ответственности бизнеса, которые подчеркивают ее разные стороны и дополняют друг друга, в целом ее сущность видят в обязательствах, которые берут на себя компании, предприятия, бизнес-группы для решения общественно значимых проблем как в рамках самого бизнес-сообщества, так и за его пределами на муниципальном, региональном, национальном, а иногда и глобальном уровнях на основе принципов: абсолютной добровольности принятия и выполнения обязательств, взаимной выгоды как корпорации, так и общества, разнообразия форм, методов и направлений.
Понятно, что, кроме определенных широко распространенных стандартов и рекомендаций, многие конкретные формы как социальной ответственности, так и государственного регулирования социального партнерства существенно различаются между собой с учетом исторического опыта, условий, задач, возможностей и др. При этом основными формами частного финансирования, осуществляемого корпорациями самостоятельно, являются патронат корпораций и индивидуальные пожертвования (финансирование в виде частных даров без непосредственного расчета на получение вместо этого прямых или косвенных выгод), а также деловое (коммерческое) финансирование (при условии получения от субсидированной организации каких-либо определенных услуг, связанных, обычно, с рекламной деятельностью компании и поддержкой общественных отношений). Государство, в свою очередь, инициирует, поддерживает и контролирует развитие социальной ответственности с помощью трансформации налоговой политики, изменений в законодательстве, проведения совместных социальных программ и т. д.
Как известно, честное партнерство не может обеспечиваться только одной стороной, как и не может создаваться при доминировании (преимуществах) кого-нибудь одного. Нужно принимать и понимать интересы и подходы друг друга, координировать действия и сотрудничать для достижения общей выгоды. Для этого необходима межорганизационная деятельность, которая обеспечивала бы нормирование распределения ответственности, обмен информацией и согласование действий, в результате чего партнеры становились бы более зависимыми от взаимных усилий и их объединения. Поэтому соглашения о стратегических союзах оказываются чувствительными к возможным негативным аспектам изменений (в частности, проблемы, возникающие из-за глобальности решений, необходимость поддержания неустойчивого баланса, трудности комплексного планирования и управления, появление односторонней заинтересованности в разрыве партнерских отношений и др.), а также к сохранению прежних представлений, согласно которым, в частности, пытаются минимизировать распространение "своей" информации и свести участие персонала в жизни корпорации только к труду непосредственно в функциональном подразделении, не говоря уже о других акторах (в информированности которых видят чуть ли не подрыв собственных конкурентных позиций). Таким образом, под видом отношений партнерства и кооперации на практике может сохраняться попытка сокрытия информации (под видом, например, конфиденциальной либо стратегической для безопасности корпорации) или локализации позиции работника. Напротив, содержание концепции социального партнерства состоит в трансформации персонала как в полноправного участника усовершенствованных промышленных отношений, так и в важную опору солидарной ответственности за дальнейшее развитие гражданского общества.